Правила внутреннего распорядка для учащихся
- Категория: Учащимся
УТВЕРЖДЕНО
Приказ директора
учреждения образования от 31.08.2023 №210
ПРАВИЛА
ВНУТРЕННЕГО РАСПОРЯДКА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
- Правила внутреннего распорядка для учащихся (далее – Правила) разработаны в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании (далее – Кодекс), постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 19 сентября 2022г. № 322 «Аб установе агульнай сярэдняй адукацыi», Государственным школьным стандартом (Постановление коллегии Министерства образования Республики Беларусь 10.05.2022 № 4.11), Правил безопасности организации образовательного процесса, организации воспитательного процесса при реализации образовательных программ общего среднего образования (Постановление Министерства образования Республики Беларусь 03.08.2022 № 227) и иными нормативными правовыми актами.
- Правила устанавливают нормы поведения учащихся в здании и на территории учреждения образования с целью совершенствования организации образовательного процесса, рационального использования учащимися учебного времени, укрепления дисциплины учащихся, повышения качества образования, воспитания уважения к личности, развития культуры поведения и навыков общения.
- Согласно Правилам все учащиеся имеют одинаковые права и обязанности, несут одинаковую ответственность за нарушение норм поведения в учреждении образования.
- Правила внутреннего распорядка для учащихся утверждаются приказом директора учреждения образования.
- Правила доводятся до сведения педагогических работников учреждения образования на первом заседании педагогического совета или совещании при директоре в каждом новом учебном году, до всех учащихся учреждения образования – на первом классном часу нового учебного года, а до их законных представителей – на первом родительском собрании нового учебного года (под роспись).
- Правила распространяются на всех учащихся учреждения образования.
- Правила размещаются в доступном для обозрения всеми участниками образовательного процесса месте и на официальном сайте учреждения образования.
ГЛАВА 2
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ УЧАЩИХСЯ
- Учащиеся имеют право на:
8.1. получение образования в соответствии с образовательными программами общего среднего образования;
8.2. создание специальных условий для получения образования с учетом особенностей их психофизического развития;
8.3. получение дополнительного образования детей и молодежи в соответствии с Кодексом и в порядке, определяемом Положением об учреждении дополнительного образования детей и молодежи, утвержденным постановлением Министерства образования Республики Беларусь 25.07.2011 № 149 (в редакции постановления Министерства образования Республики Беларусь 19.09.2022 № 318);
8.4. уважение своего человеческого достоинства, защиту от применения физического и (или) психического насилия, жестокого, грубого или оскорбительного обращения, унижения;
8.5. охрану жизни и здоровья во время образовательного процесса;
8.6. пользование учебниками (учебными пособиями) в соответствии с законодательством;
8.7. бесплатное пользование библиотекой, учебной и спортивной базой учреждения образования;
8.8. участие в управлении учреждением образования в соответствии с Уставом учреждения образования (далее – Устав);
8.9. отдых на переменах, организацию досуговой деятельности во время каникул;
8.10. создание благоприятных условий для самообразования;
8.11. объективную оценку знаний;
8.12. сохранение места в учреждении образования в случае направления для обучения и лечения в санаторную школу-интернат;
8.13. обучение на уроках физической культуры и здоровья в соответствии с группой здоровья;
8.14. посещение стимулирующих и (или) поддерживающих занятий;
8.15. выбор факультативных занятий в пределах установленного учебным планом учреждения образования количества часов факультативных занятий и с учетом максимально допустимой нагрузки на одного учащегося, установленной специфическими санитарно-эпидемиологическими требованиями к содержанию и эксплуатации учреждений образования;
8.16. изучение отдельных учебных предметов на повышенном уровне в соответствии с учебным планом учреждения образования;
8.17. получение дополнительных образовательных услуг (в том числе платных) из числа услуг, оказываемых учреждением образования;
8.18. получение горячего питания в порядке, определенном законодательством;
8.19. участие в олимпиадах, конкурсах, турнирах, конференциях и других образовательных мероприятиях, спортивно-массовых, физкультурно-оздоровительных, иных мероприятиях;
8.20. поощрение за успехи в учебной, спортивно-массовой, общественной, научной деятельности, а также в образовательных мероприятиях;
8.21. получение социально-педагогической поддержки и психологической помощи;
8.22. участие в детских, молодежных и иных общественных объединениях, деятельность которых не противоречит законодательству Республики Беларусь;
8.23. участие в органах ученического самоуправления в учреждении образования;
8.24. защиту от любых противоправных посягательств;
8.25. неприкосновенность личности.
9. Учащиеся обязаны:
9.1. соблюдать Устав, выполнять Правила внутреннего распорядка для учащихся, решения органов самоуправления учреждения образования, Правила, требования администрации и педагогических работников;
9.2. уважать честь и достоинство всех участников образовательного процесса, работников учреждения образования;
9.3. находиться в учреждении образования в течение времени, предусмотренного расписанием занятий (учебных, факультативных, объединений по интересам, иных);
9.4. покидать территорию учреждения образования во время занятий только с разрешения классного руководителя (дежурного администратора);
9.5. добросовестно и ответственно относиться к освоению содержания учебных программ по учебным предметам, программ воспитания, своевременно и качественно выполнять домашние задания, общественные поручения;
9.6. посещать классные и информационные часы;
9.7. посещать уроки общественно полезного труда;
9.8. решать спорные и конфликтные вопросы на принципах взаимного уважения, с учетом мнения всех (других) участников спора, при необходимости обращаться за помощью к учителю, классному руководителю, педагог-психологу, педагогу социальному, руководству учреждения образования;
9.9. бережно относиться к имуществу учреждения образования, поддерживать чистоту и порядок в учреждении образования и на его территории; бережно относиться к энергоресурсам, беречь тепло, электричество, воду;
9.10. заботиться о своем здоровье, безопасности и жизни окружающих, стремиться к нравственному, духовному и физическому развитию, самосовершенствованию;
9.11. немедленно сообщать учителю (классному руководителю) или дежурному учителю (руководству учреждения образования) о получении микротравмы, травмы или ухудшении общего состояния своего здоровья на уроках, занятиях или при проведении мероприятий (внеклассных, внешкольных, спортивно-массовых, общественно полезного труда);
9.12. заблаговременно (накануне или за несколько дней) сообщать классному руководителю о планируемом посещении организации здравоохранения; в экстренных (незапланированных) случаях отсутствия на уроках незамедлительно сообщать классному руководителю о факте и причине своего отсутствия;
9.13. размещать устройство связи, интернет-связи перед началом учебных занятий в специально отведенных местах;
9.14. соблюдать деловой стиль одежды, носить единые элементы, принятые в учреждении образования (жилет тёмно-синего цвета, галстук, шеврон);
9.15. использовать одежду для занятий физической культурой согласно санитарным нормам, специальную одежду на уроках трудового обучения, мероприятиях общественно полезного труда;
9.16. иметь на уроках необходимые учебные принадлежности;
9.17. иметь аккуратно и разборчиво подписанные рабочие тетради и тетради для контрольных работ по предметам;
9.18. аккуратно и разборчиво записывать в дневник расписание уроков на неделю вперед, в конце каждого урока – домашнее задание;
9.19. еженедельно сдавать дневник на проверку классному руководителю;
9.20. предоставлять дневник по первому требованию педагогического работника учреждения образования;
9.21. соблюдать правила поведения в библиотеке и правила пользования библиотечным фондом.
10. Учащимся в учреждении образования и на его территории категорически запрещается:
10.1. не выполнять требования педагогических работников;
10.2. курить, в том числе электронные системы, употреблять алкогольные (слабоалкогольные) напитки и пиво, токсические и наркотические вещества, использовать нецензурные выражения, опаздывать на учебные занятия без уважительных причин, наносить ущерб имуществу учреждения образования и других лиц;
10.3. приносить огнестрельное оружие любого вида, газовое оружие, боеприпасы любого вида или взрывчатые вещества (либо их имитаторы или муляжи), холодное оружие, колющие, рубящие, режущие предметы (либо их имитаторы или муляжи), химические, ядовитые, огнеопасные вещества, табачные изделия, электронные системы курения, жидкости для электронных систем курения, системы для потребления табака, спички, зажигалки, алкогольные, слабоалкогольные напитки или пиво, наркотические средства, психотропные вещества, их прекурсоры и аналоги, токсические или другие одурманивающие вещества и препараты, которые могут нанести вред имуществу и здоровью окружающих, а также принадлежности для азартных игр;
10.4. нарушать дисциплину в ходе образовательного процесса, применять физическую силу и оскорбления в отношении других его участников;
10.5. пропускать занятия без уважительных причин и своевременного информирования классного руководителя либо дежурного администратора с последующим предъявлением соответствующего документа классному руководителю;
10.6. пользоваться устройствами мобильной связи, интернет-связи, музыкальными колонками, игровыми устройствами во время образовательного процесса без разрешения педагогов;
10.7. пропагандировать, хранить и распространять посредством мобильной, интернет-связи информацию, содержащую жестокость, насилие;
10.8. проводить съемки во время проведения учебных занятий, классных часов, внеклассных мероприятий без разрешения руководства, классного руководителя, учителя;
10.9. разговаривать во время учебных занятий, выкрикивать нецензурные слова и выражения, отвлекаться самому и отвлекать других учащихся, мешать проведению учебного занятия;
10.10.употреблять во время учебных занятий пищу и напитки;
10.11. пересаживаться за другую парту без разрешения учителя;
10.12. в учебниках делать какие-либо записи, рисовать, вырывать из них страницы;
10.13. во время учебных занятий и перерывов между ними играть в азартные игры, проводить операции спекулятивного характера;
10.14. покидать учреждение образования до окончания учебных занятий без согласования с классным руководителем и (или) руководством учреждения.
Иные права и обязанности учащихся устанавливаются Кодексом Республики Беларусь об образовании, иными актами законодательства, учредительными документами и иными локальными нормативными правовыми актами учреждения образования.
ГЛАВА 3
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ
11. Порядок посещения учащимися учебных занятий
11.1. Учебные занятия, классные и информационные часы проводятся по расписанию или в соответствии с графиком, утвержденным руководителем учреждения образования, и являются обязательными для посещения всеми учащимися.
11.2. При входе учителя в класс учащиеся встают в знак приветствия.
11.3. Выполнение требований учителя на уроке является для учащихся обязательным и безоговорочным.
11.4. В случае, если учащийся не выполняет требования учителя, нарушает дисциплину во время урока, учитель информирует об этом дежурного администратора и учащийся удаляется с урока в сопровождении дежурного администратора.
11.5. В случае, если требования учителя нарушают права учащегося, последний может проинформировать об этом дежурного администратора.
11.6. Дежурный администратор вызывает в учреждение образования законного представителя учащегося, а при необходимости – сотрудника территориального органа внутренних дел.
11.7. Дежурный администратор после изучения ситуации вправе разрешить учащемуся присутствовать на последующих уроках.
11.8. В случае, если законный представитель не прибывает в учреждение образования в краткие сроки, дежурный администратор вправе забрать учащегося с любого последующего урока для разбирательства по прибытии законного представителя в учреждение образования.
11.9. В случае невыполнения домашнего задания по какой-либо причине, учащийся до начала урока обязан сообщить об этом учителю.
11.10. Не позднее, чем за 5 минут до начала урока, каждый учащийся:
11.10.1. занимает место в учебном кабинете (классе), определенное классным руководителем;
11.10.2. готовит необходимые для работы на уроке учебники и учебные принадлежности;
11.10.3. ставит на бесшумный режим устройство мобильной связи (интернет-связи), кладет его в предназначенное для этого приспособление (коробку), которое может находиться на отдельно стоящем столе или столе учителя.
11.11. Учащийся, опоздавший на урок, обязан объяснить учителю причину опоздания.
11.12. Во время урока учащиеся внимательно слушают объяснения учителя и ответы других учащихся, не допуская комментариев и реплик с места.
11.13. При ответе на вопрос учителя учащийся встает. С разрешения учителя возможен ответ сидя.
11.14. О своей готовности к ответу либо о возникшем в ходе объяснения учителем материала вопросе учащийся информирует, поднимая руку.
11.15. Дополнения и исправления ответов других учащихся возможны только с разрешения учителя.
11.16. Во время проведения контрольных и самостоятельных работ учащийся выполняет их самостоятельно. Помощь других учащихся не допускается. Разрешается пользоваться только теми материалами, которые перечислены учителем. В случае нарушения этих правил, учитель имеет право изъять у учащегося работу и оценить только ту часть работы, которая выполнена учащимся самостоятельно.
11.17. Во время урока учащийся должен следить за своей осанкой.
11.18. Звонок об окончании урока дается для информирования учителя и учащихся об окончании занятия. Учащиеся покидают класс только с разрешения учителя.
11.19. Для занятий на уроках физической культуры и здоровья учащиеся переодеваются в спортивную форму.
11.20. По окончании урока учащиеся наводят порядок на рабочем месте, забирают свои устройства мобильной связи (интернет-связи).
11.21. В случае пропуска занятий по болезни, учащийся или законные представители информируют классного руководителя о причине отсутствия в устной форме.
11.22. В день выхода на занятия учащийся предъявляет пояснения об уважительности причины пропуска занятий.
12. Уважительной причиной считается:
12.1. болезнь учащегося, посещение врача (предоставляется соответствующая медицинская документация);
12.2. экстренные случаи в семье, требующие личного участия (подтверждаются заявлением законных представителей);
12.3. пропуск занятий по договоренности с руководством учреждения образования (по письменному заявлению законных представителей);
12.4. участие в предметных олимпиадах, соревнованиях и других мероприятиях (определяется приказом учреждения образования).
13. Дежурство учащихся
13.1. В учреждении образования из числа учащихся VII-XI классов назначаются дежурные, которые организуют дежурство в соответствии с графиком, помогают дежурному администратору, дежурному учителю поддерживать дисциплину во время перемен, чистоту и порядок в школе.
13.2. В каждом классе назначается в соответствии с графиком дежурный по классу, который во время перемены помогает учителю подготовить класс к уроку: раздает учебные пособия и тетради учащихся, помогает подготовить к уроку иные учебно-методические пособия.
13.3. Из числа учащихся VII-X классов назначаются дежурные по столовой, которые перед раздачей пищи моют руки с мылом, надевают головные уборы, фартуки, одноразовые пперчатки. Дежурные по столовой осуществляют дежурство в соответствии с графиком, утверждённым директором учреждения образования
14. Порядок нахождения учащихся на перемене
14.1. Перемена предназначена:
для перехода в другой кабинет (при необходимости) в соответствии с расписанием учебных занятий;
отдыха и физической разминки;
приема пищи;
проветривания класса, для чего учащимся необходимо выйти из класса;
подготовки к уроку, иное;
При движении по коридорам, лестницам, проходам учащимся необходимо придерживаться правой стороны.
14.2. Во время перерывов учащимся запрещается:
шуметь, мешать отдыхать другим, бегать по лестницам, вблизи оконных проемов и в других местах, не приспособленных для игр;
толкать друг друга, бросаться предметами и применять физическую силу для решения любого рода конфликтных ситуаций;
кататься в учреждении образования и на его территории на велосипедах, самокатах и других средствах передвижения;
употреблять непристойные выражения и жесты в адрес других учащихся, других лиц, запугивать, заниматься вымогательством. Нарушение данного пункта влечет за собой применение мер, предусмотренных законодательством Республики Беларусь.
15. Порядок нахождения в местах массового пребывания
15.1. Столовая
В столовую учащиеся ходят организованно, в сопровождении классного руководителя
Учащиеся соблюдают правила гигиены: входят в помещение столовой без верхней одежды, моют руки перед едой.
Учащиеся выполняют требования работников столовой, проявляют внимание и осторожность при получении и употреблении горячих и жидких блюд.
Во время приема пищи учащиеся должны соблюдать культуру питания.
Каждый учащийся убирает за собой столовые принадлежности и посуду в специально отведенные места.
15.2. Спортивный зал
Занятия в спортивном зале организуются в соответствии с расписанием его работы.
Посещение занятий в спортивном зале допускается только в спортивной форме и сменной обуви.
Запрещается находиться в спортивном зале без учителя, воспитателя группы продленного дня, иного педагогического работника.
Занятия во внеурочное время в спортивном зале организуются по расписанию спортивных секций.
15.3. Санитарные комнаты
При пользовании санитарными комнатами учащиеся должны соблюдать чистоту и порядок, правила личной гигиены;
Запрещается задерживаться в санитарной комнате без надобности, а также сорить, курить, принимать пищу, напитки, бросать в раковины и унитазы посторонние предметы.
15.4. Гардероб
По окончании занятий (учебных, факультативных, стимулирующих, поддерживающих, в объединениях по интересам), внеклассных мероприятий учащиеся под руководством учителя, проводившего занятия, идут в гардероб. Учащиеся в порядке очередности забирают свою одежду, соблюдая порядок и меры безопасности.
В случае обнаружения пропажи одежды или обуви, учащийся обязан сообщить о случившемся классному руководителю или дежурному администратору.
Учащиеся не оставляют в карманах верхней одежды ключи от дома, деньги, проездные документы, устройства связи (интернет связи) иные ценные вещи.
В случае обнаружения оставленных и (или) забытых кем-то в гардеробе вещей учащиеся передают их вахтеру или дежурному учителю.
16. Порядок посещения учащимися мероприятий во внеучебное время
16.1. Учащимся запрещается опаздывать на мероприятия, проводимые во внеучебное время.
16.2. Присутствие на мероприятиях, проводимых во внеучебное время в учреждении образования, лиц, не обучающихся в этом учреждении образования, допустимо только с разрешения ответственного за проведение мероприятия (заместителя директора по основной деятельности, дежурного администратора).
16.3. Учащиеся, присутствующие на мероприятиях, проводимых во внеучебное время в учреждении образования, и лица, не обучающиеся в этом учреждении образования, допущенные к участию в мероприятии, должны иметь опрятный внешний вид, соответствующий возрасту макияж.
16.4. Не разрешается присутствие в верхней одежде и головных уборах на мероприятиях, проводимых в актовом, спортивном залах, иных помещениях учреждения образования.
16.5. Приход и уход с мероприятия осуществляется организованно, в порядке, установленном ответственным за проведение мероприятия.
16.6. Учащиеся обязаны соблюдать инструкции о мерах безопасности для учащихся, предусмотренные для конкретного мероприятия, и выполнять в полном объеме требования ответственного за проведение мероприятия.
16.7. К занятиям в спортивных секциях, участию в спортивных соревнованиях учащиеся допускаются с разрешения врача, к туристическим походам – с разрешения медицинского работника.
16.8. Общественно полезный труд учащихся во внеурочное время проводится не ранее чем через 30 мин после окончания уроков. Продолжительность общественно полезного труда и виды работ устанавливаются Санитарными нормами, правилами и гигиеническими нормативами.
17. Требования к внешнему виду учащегося
17.1. Учащиеся обязаны придерживаться делового стиля одежды, предназначенного для посещения ими учебных занятий в учреждении образования, с учетом общих (одинаковых) элементов одежды, принятых в учреждении образования (жилет тёмно-синего цвета, галстук, шеврон);.
17.2. Родительский комитет учреждения образования имеет право выбора единой модели, цвета и качества тканей, из которых изготавливается одежда делового стиля.
17.3. В зимнее время в комплект одежды может входить трикотажный свитер.
17.4. При посещении учащимися учебных занятий не допускаются:
17.4.1. спортивная одежда и обувь, предназначенные для занятий физической культурой и спортом;
17.4.2. вещи, имеющие яркие, вызывающие рисунки;
17.4.3. грязная, мятая (неопрятная) и иная одежда, не предназначенная для посещения учреждения образования;
17.4.4. верхняя одежда и головные уборы;
17.4.5. обилие бижутерии, наличие пирсинга, яркого экстравагантного макияжа и цвета волос, праздничных причесок и аксессуаров, отражающих символику музыкальных групп и различных направлений молодежной субкультуры и спортивных клубов.
17.5. Спорные вопросы, связанные с внешним видом учащегося, решает руководство учреждения образования.
ГЛАВА 4
ПРАВИЛА ПОЛЬЗОВАНИЯ УСТРОЙСТВАМИ МОБИЛЬНОЙ СВЯЗИ (ИНТЕРНЕТ-СВЯЗИ)
18. В здании учреждения образования учащиеся обязаны ставить устройства мобильной связи (интернет-связи) в режим вибровызова или бесшумный режим.
19. Во время проведения учебных, факультативных, стимулирующих, поддерживающих занятий, занятий в объединениях по интересам, внеклассных мероприятий устройства мобильной связи (интернет-связи) должны находиться в предназначенном приспособлении (коробке) в состоянии бесшумного режима.
20. Пользоваться устройством мобильной связи (интернет-связи) во время учебных, факультативных, стимулирующих, поддерживающих занятий, занятий в объединениях по интересам, внеклассных мероприятий можно только с разрешения учителя.
21. Пользоваться устройством мобильной связи (интернет-связи) в учреждении образования на перерывах между занятиями (звонить, отправлять сообщения) учащимся разрешено исключительно для оперативной связи с родителями (законными представителями), братьями (сестрами), иными близкими родственниками только в случаях безотлагательной необходимости и только с разрешения учителя.
22. В случае однократного нарушения правил пользования устройствами мобильной связи (интернет-связи) учащийся должен написать объяснительную записку с указанием причины нарушения настоящих Правил. Классным руководителем (учителем) учащемуся делается запись в дневник.
23. При повторном факте нарушения правил пользования устройствами мобильной связи (интернет-связи) производится изъятие телефона у учащегося. В учреждение образования приглашаются родители (законные представители) и после беседы с директором (заместителем директора) им возвращается устройство мобильной связи (интернет-связи). На учащегося налагается взыскание, определяемое директором учреждения образования.
ГЛАВА 5
ПООЩРЕНИЯ И ДИСЦИПЛИНАРНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ УЧАЩИХСЯ
24. В качестве поощрения к учащимся могут применяться следующие меры:
24.1. объявление благодарности;
24.2. награждение грамотой;
24.3. награждение ценным подарком;
24.4. занесение на доску Почета учреждения образования;
24.5. написание листа благодарности законным представителям несовершеннолетнего учащегося;
24.6. иные меры.
25. Поощрение объявляется приказом руководителя учреждения образования. Выписка из приказа хранится в личном деле учащегося.
26. За совершение учащимся дисциплинарного проступка (в том числе неоднократное нарушение Устава и Правил внутреннего распорядка для учащихся учреждения образования) устанавливается дисциплинарная ответственность, которая выражается в применении к нему следующих мер дисциплинарного взыскания:
26.1. замечание;
26.2. выговор;
26.3. отчисление.
27. Досрочное прекращение образовательных отношений (отчисление) как мера дисциплинарного взыскания не применяется к учащемуся, не достигшему восемнадцати лет и не завершившему освоение содержания образовательной программы базового образования, образовательной программы среднего образования.
28. Право выбора меры дисциплинарного взыскания принадлежит руководителю учреждения образования.
Выпускникам
- Категория: Учащимся
УВАЖАЕМЫЕ ВЫПУСКНИКИ!
Сообщаем Вам, что III этап репетиционного тестирования по учебным предметам за курс общего среднего образования с предоставлением решения заданий теста для выполнения работы над ошибками будет проходить на базе Государственного учреждения образования «Средняя школа №2 г.Глубокое» по следующему графику:
14.03.2020 - белорусский, русский языки;
21.03.2020 - математика, биология;
22.03.2020 - иностранный язык (английский, немецкий, французский), физика, география, химия, история Беларуси, всемирная история, обществоведение.
Начало репетиционного тестирования в 10.00. Учащиеся являются в пункт проведения РТ не позднее 9.45.
Оплату участия в РТ необходимо произвести до 06.03.2020, т.к. в этот день завершается работа единой системы регистрации участников репетиционного тестирования.
График проведения централизованного тестирования
Белорусский язык — 13 июня (суббота)
Русский язык — 15 июня (понедельник)
Обществоведение — 17 июня (среда)
Математика — 19 июня (пятница)
Биология — 21 июня (воскресенье)
Иностранный язык — 23 июня (вторник)
Химия — 25 июня (четверг)
Физика — 27 июня (суббота)
История Беларуси — 29 июня (понедельник)
География — 1 июля (среда)
Всемирная история — 4 июля (суббота)
Регистрироваться на ЦТ 2020 можно со 2 мая по 1 июня (включительно). Время работы пунктов регистрации — с 9.00 до 19.00, в субботние дни (2 и 30 мая) — с 9.00 до 18.00.
В связи с вводом в работу единой системы регистрации участников репетиционного тестирования в 2019/2020 учебном году изменяется схема регистрации и оплаты для всех абитуриентов, желающих пройти репетиционное тестирование.
Обращаем Ваше внимание, что для удобства регистрации абитуриентов для участия в репетиционном тестировании и обеспечения возможности оперативного решения возникающих в ходе регистрации, прохождения и информирования о результатах репетиционного тестирования вопросов УО «Республиканский институт контроля знаний» вводит в работу единую систему регистрации участников репетиционного тестирования.
Чтобы зарегистрироваться для участия в репетиционном тестировании участник должен:
• зайти в свой личный кабинет на сайте РИКЗ, используя вкладку «РТ, on-line регистрация», указав серию и номер документа, удостоверяющего личность, или свидетельства о рождении, и пароль.
Если тестируемый регистрируется для прохождения репетиционного тестирования впервые, он должен создать свой личный кабинет участника репетиционного тестирования на сайте РИКЗ, используя вкладку «РТ, on-line регистрация».
• в личном кабинете участника репетиционного тестирования сделать заявку на участие в сеансе (сеансах) репетиционного тестирования, выбрав пункт проведения тестирования, дату и время проведения тестирования, учебный предмет и язык представления теста.
• оплатить участие в репетиционном тестировании, используя номер лицевого счета, присвоенный участнику в момент создания личного кабинета на сайте РИКЗ.
Подробную информацию можно найти в разделе «РТ», «Памятка участнику РТ».
Оплата за прохождение репетиционного тестирования осуществляется только посредством системы «Расчет» единого расчетного пространства (ЕРИП) Национального банка Республики Беларусь с указанием лицевого счета, полученного при регистрации в личном кабинете участника.
Стоимость участия в репетиционном тестировании (в том числе за предоставление решений заданий теста для проведения работы над ошибками) составляет 7 белорусских рублей за один учебный предмет.
Совершить оплату можно любым из доступных Вам способов, в том числе с использованием банковских платежных карточек в платежно-справочных терминалах (инфокиосках), платежных терминалах и банкоматах, расчетно-кассовых центрах банков, с использованием Интернет-банкинга, мобильного банкинга, а также наличными денежными средствами в кассах любого банка.
Если Вы осуществляете платеж в кассе банка, пожалуйста, сообщите кассиру о необходимости проведения платежа через систему «Расчет» (ЕРИП).
В случае оплаты наличными денежными средствами банки могут взять с Вас комиссионное вознаграждение за приём наличных денежных средств. Размер комиссионного вознаграждения в таком случае уточняйте в банке.
В этой связи РИКЗ рекомендует осуществлять оплату за участие в репетиционном тестировании с использованием банковских платежных карт посредством дистанционных способов оплаты (Интернет-банкинг, мобильный банкинг).
Оплатить услугу необходимо в течение 24 часов с момента формирования заявки на участие в тестировании, но не позднее времени окончания регистрации (дату и время окончания регистрации устанавливает пункт проведения тестирования).
Для совершения платежа НЕОБХОДИМО:
1) выбрать:
– пункт «Система "Расчет"» (ЕРИП);
– образование и развитие;
– РИКЗ;
– РТ, on-line регистрация;
2) ввести лицевой счет, полученный Вами в системе регистрации участников репетиционного тестирования;
3) удостовериться в том, что фамилия, имя и отчество абитуриента, переданные системой «Расчет» и отображаемые на экране терминала оплаты, компьютера или мобильного телефона (в зависимости от того, каким образом Вы совершаете платеж), соответствуют Вашей фамилии, имени и отчеству. В случае несоответствия (это возможно, если Вы ошиблись при вводе лицевого счета) отмените текущее действие и начните процесс оплаты сначала;
4) совершить платеж.
Процесс регистрации для участия в РТ считается завершенным только после совершения Вами оплаты.
По окончании регистрации необходимо распечатать из системы пропуск(-а) на каждый сеанс тестирования, на который Вы зарегистрировались. В случае отсутствия объективной возможности распечатать пропуск, запишите и возьмите с собой на тестирование номер регистрации, указанный на Вашем пропуске.
В день проведения тестирования необходимо явиться в пункт тестирования, имея при себе: документ, удостоверяющий личность (паспорт, вид на жительство, удостоверение беженца) или свидетельство о рождении, распечатанный пропуск, гелевую (капиллярную) ручку с чернилами черного цвета, калькулятор (при прохождении тестирования по физике и химии).
Информацию о результатах репетиционного тестирования участники смогут получить на сайте РИКЗ исключительно в личном кабинете участника тестирования. После завершения этапа репетиционного тестирования абитуриенты на сайте РИКЗ также в личном кабинете участника тестирования смогут получить решение заданий теста для проведения работы над ошибками.
Памятка для родителей и будущих абитуриентов при подготовке к централизованному тестированию
Чем Вы можете помочь своему ребенку в сложный период подготовки и сдачи ЦТ?
* Владением информации о процессе проведения экзамена
* Пониманием и поддержкой, любовью и верой в его силы
- Откажитесь от упреков, доверяйте ребенку.
- Если школьник хочет работать под музыку, не надо этому препятствовать, только договоритесь, чтобы это была музыка без слов.
* Участием в подготовке к ЦТ
- Обсудите, какой учебный материал нужно повторить. Вместе составьте план подготовки.
- Вместе определите, "жаворонок" выпускник или "сова". Если "жаворонок" – основная подготовка проводится днем, если "сова" – вечером.
- Проведите репетицию письменного экзамена. Установите продолжительность пробного экзамена (3 или 4 часа), организуйте условия для работы, при которых выпускник не будет отвлекаться. Помогите исправить ошибки и обсудите, почему они возникли.
* Организацией режима (именно родители могут помочь своему ребенку наиболее эффективно распорядиться временем и силами при подготовке к централизованному тестированию.
- Во время подготовки ребенок регулярно должен делать короткие перерывы.
- Договоритесь с ребенком, что вечером накануне экзамена он раньше прекратит подготовку, сходит на прогулку и ляжет спать вовремя.
- Последние двенадцать часов должны уйти на подготовку организма, а не приобретение знаний.
Профориентация
- Категория: Учащимся
Выбор профессии
Чтобы люди находили радость в работе, необходимы три условия:
- Работа должна быть им по силам;
- Работа не должна быть изнуряющей;
- Работе должен сопутствовать успех.
Дж.Рескин
Ошибки, возникающие при выборе профессии
1. Отсутствие самостоятельности в принятии решения.
Подумай, действительно ли это твой собственный выбор? Возможно, он сделан под давлением родителей, которые, не считаясь с твоими склонностями, руководствуются исключительно практическими аргументами. А может, ты выбираешь дело жизни «за компанию» со своим другом?
2. Незнание своих способностей, состояния здоровья и физических особенностей, неумение соотнести их с требованиями профессии.
Мечтать можно о любой профессии, но выбирать следует ту, которая «по плечу». Может, ты не учел свои личностно-психологические особенности и автоматически перенес интерес к школьному предмету на будущую профессию?
Но ведь одно дело - любить математику, другое - работать бухгалтером.
3. Игнорирование фактора конкурентоспособности профессии на
рынке труда.
Опрометчиво делать выбор, не имея четкой информации о профессии и руководствуясь лишь ее кажущейся привлекательностью. Можно выбрать престижную профессию, годиться этим. Но оказаться без работы. А можно чем-то поступиться, пойти на компромисс, зато твой труд будет востребован, ибо в нем есть необходимость.
Для того, чтобы выбор профессии оказался наиболее точным и правильным, необходимо соединить воедино:
1.Стремление выбрать профессию в соответствии со своими способностями.
2.Стремление служить потребностям общества.
3.Стремление достичь материального благосостояния, социально-экономической позиции.
4.Стремление получить профессию, связанную с определенными условиями труда.
5.Стремление овладеть определенным содержанием выбранной профессии.
6.Стремление к совпадению общественно значимых и личностно значимых мотивов.
7.Стремление к успешному освоению деятельности, эффективному ее использованию, ориентации на содержание труда.
8.Стремление к саморазвитию и самореализации.
9.Стремление выбрать профессию в соответствии со своими способностями.
10. Стремление служить потребностям общества.
11. Стремление достичь материального благосостояния, социально-экономической позиции.
12. Стремление получить профессию, связанную с определенными условиями труда.
13. Стремление овладеть определенным содержанием выбранной профессии.
14. Стремление к совпадению общественно значимых и личностно значимых мотивов.
15. Стремление к успешному освоению деятельности, эффективному ее использованию, ориентации на содержание труда.
16. Стремление к саморазвитию и самореализации.
Пять шагов психологической поддержки вашего взрослеющего ребёнка
при выборе профессии
1) В первую очередь найдите «золотую середину» между инициативой ребёнка и вашим активным участием. Крайние позиции: «Пусть всё решит сам!» и «Что он без меня решит!» - в конечном счете приведут к отчуждению между вами. Оценивайте способность вашего ребенка быть ответственным и самостоятельным.
2) Важно выяснить, чем руководствуется ребенок, выбирая профессию, какие её стороны его особенно привлекают: престижность, возможность добиться успеха и славы, высокие заработки, стремление быть похожим на кого-то, любопытство
3) Ваш долг помочь ребенку реализовать пока ещё скрытые способности, распознать тот потенциал, который может раскрыться позже.
4) Помогите ребенку соотнести профессиональные намерения с минусами профессии. В ходе такого сопоставления ваш ребенок станет думать о своем выборе гораздо реалистичнее.
5) Помогите ребенку сделать свой профессиональный выбор более конкретным – пусть он вместе с вами попробует построить план своей карьеры. Возможно, этот план не будет реальным проектом, важно, чтобы ребенок продумал сделанный им выбор во времени.
Типы профессий
«Человек – человек»
Предмет труда: человек, группы людей, коллективы (бригада, класс, хор и т. д.).
Общие требования к работникам: высокие моральные качества; доброжелательность; вежливость; психологическая сдержанность; воспитанность; выдержка.
Цели труда: распознавать, разбираться, проверять, организовывать, оказывать влияние, изобретать, придумывать, находить новые варианты.
Орудия труда: функциональные средства человека (голос, жесты, мимика и др.), ручные орудия, машинное оборудование.
Условия труда: повышенная моральная ответственность, микроклимат бытового помещения, на открытом воздухе.
Примеры профессий: учитель, воспитатель, тренер, врач, медсестра, юрист, следователь, военнослужащий, менеджер, официант, продавец, проводник, стюардесса, библиотекарь, экскурсовод.
«Человек - знаковая система»
Предмет труда: условные обозначения, шифры, коды, языки, формулы, речь, письменность, символы, схемы, графики, ноты.
Общие требования к работникам: дисциплинированность; пунктуальность; стойкая работоспособность; аккуратность; оперативная память; устойчивое концентрированное внимание; способность оперировать представлениями.
Цели труда: разбираться, проверять, обрабатывать, оказывать воздействие, преобразовывать, изобретать, придумывать, находить новые варианты и образцы.
Орудия труда: ручные; автоматизированное и механическое оборудование, функциональные средства человека.
Условия труда: микроклимат бытового помещения, повышенная моральная ответственность.
Примеры профессий: технический редактор, корректор, машинистка, делопроизводитель, переводчик, программист, экономист, кассир, лингвист, конструктор, чертежник, штурман, закройщик, радист, стенографист, телефонист.
«Человек – природа»
Предмет труда: земля, вода, атмосфера, полезные ископаемые, различные живые организмы и биологические процессы.
Общие требования к работникам: любовь к животным и растениям; физическая выносливость; высокая работоспособность; терпимость; инициативность; способность предвидеть и оценивать изменчивые природные факторы; хорошее воображение; оперативное наглядно-образное мышление.
Цель труда: приобретать, придумывать, находить новые варианты и образцы, конструировать, распознавать, различать, оценивать, разбираться, проверять, преобразовывать, обрабатывать, оказывать воздействие, перемещать.
Орудия труда: ручные, механические, и автоматизированное оборудование.
Условия труда: на открытом воздухе, в необычных условиях, в помещениях с микроклиматом бытового типа, а также в условиях, требующих повышенной моральной ответственности.
Примеры профессий: агроном, агрохимик, зоотехник, цветовод, ветеринар, биолог, микробиолог, эколог, садовод, овощевод, птицевод.
«Человек – художественный образ»
Предмет труда: художественные образы, закономерности создания и восприятия художественных образов.
Общие требования к работникам: впечатлительность; эмоциональность; трудоспособность; оперирование средствами эстетического воздействия; художественные способности.
Цели труда: преобразовывать, организовывать, оказывать влияние, воздействовать, находить новые способы и варианты.
Орудия труда: ручные, функциональные средства человека, механизированное оборудование.
Условия труда: повышенная моральная ответственность, микроклимат бытового типа, необычные условия, на открытом воздухе.
Примеры профессий:художник, скульптор, журналист, модельер, писатель, хореограф, композитор, парикмахер, закройщик-портной, дизайнер, ювелир, актер, гравер, реставратор, цветовод-декоратор, живописец по росписи фарфора, шлифовщик по камню.
«Человек – техника»
Предмет труда: технические системы, машины, механизмы, агрегаты.
Общие требования к работникам: физическая и психологическая выносливость; стойкая работоспособность; уравновешенность; физическая сила; хорошее слуховое, зрительное и мышечное восприятие; распределенное внимание; достаточно высокое интеллектуальное развитие.
Цели труда: распознавать, различать, оценивать, разбираться, организовывать, оказывать влияние, перемещать, придумывать, находить.
Орудия труда: ручные, машины, автоматы.
Условия труда: в закрытом помещении с нормальным микроклиматом, в закрытом помещении с резким изменением микроклимата, на высоте, на открытом воздухе.
Примеры профессий: наладчик, автослесарь, водитель, радиомонтажник, инженер-конструктор, швея-мотористка, механик.
Словарь профессий
1. Инженер - руководит проектированием, строительством, эксплуатацией различных систем (в зависимости от вида работы), обеспечивает рабочих производственными заданиями и контролирует их выполнение.
2. Социолог - составляет программы и проводит по ним социологические исследования, анализирует их: обрабатывает первичную информацию, обобщает полученные данные, разрабатывает рекомендации.
3. Кондитер - изготавливает торты, пирожные, кексы, рулеты, печенье из различного сырья, приготавливает различные виды теста, кремов, начинок, заготавливает сырье по заданной рецептуре, проверяет вес готовых изделий.
4. Священнослужитель - совершает церковные обряды литургию, таинства (венчание, крещение, отпевание, исповедь и др.), занимается содержанием и восстановлением прихода.
5. Повар - занимается приемом сырья и его переработкой; приготовлением холодных и горячих блюд, напитков, их оформлением.
6. Статистик - обрабатывает и анализирует статистические данные по различным направлениям, составляет справки на основании данных статистического учета, ведет статистическую отчетность.
7. Фотограф осуществляет «официальную» и художественную фотосъемку одиночных и групповых портретов, проявляет негативы, выполняет работы по ретуши и фотопечатанию, составляет обрабатывающие растворы.
8. Администратор торгового зала - поддерживает порядок в торговом зале, контролирует состояние товарных запасов в зале и своевременное их пополнение, наблюдает за покупательским потоком в зале и оперативно его регулирует, дает клиенту интересующую его информацию, помогает ему квалифицированным советом, разрешает конфликтные ситуации.
9. Механик - специалист, работающий на промышленных предприятиях, в проектных, конструкторских и научных организациях. Занимается эксплуатацией механического оборудования, машин, аппаратуры, автоматических линий и т.п. Организует и проводит монтаж, наладку, испытание, ремонт и обслуживание техники. Разрабатывает, планирует и организует технологические процессы.
10. Дизайнер-художник-конструктор, который в промышленных изделиях, мебели. интерьерах квартир, офисов и других объектах творчески и гармонически совмещает пользу, удобство и красоту.
11. Философ - работает над осмыслением процессов, происходящих в природе и обществе, в самосознании людей, занимается разработкой вопросов мировоззрения.
12. Врач - занимается диагностикой, лечением и профилактикой заболеваний. Работа определяется спецификой: педиатр, терапевт, невропатолог, психиатр, диетолог, инфекционист, онколог, реаниматолог, хирург, стоматолог и др. ЭД
13. Эколог - специалист, изучающий структуру и функционирование природных и созданных человеком биологических систем, влияние промышленных отходов на среду обитания, занимается экологическим просвещением, разрабатывает мероприятия по охране окружающей среды.
14. Бухгалтер - выполняет работу по различным участкам бухгалтерского учета, фиксирует состав и источники хозяйственных средств, их движение, осуществляет прием, контроль, обработку первичной документации.
15. Программист - разрабатывает компьютерные программы на основе анализа математических моделей и алгоритмов по реализации решения экономических и других задач, отлаживает разработанные программы, корректирует их.
16. Адвокат - содействует охране прав и законных интересов граждан и организаций, дает юридические консультации, представляет граждан и организации в суде и др. государственных органах, выступает в качестве защитника в суде при разбирательстве уголовного дела.
17. Кинолог - специалист по изучению собак, содержит их в питомнике, ухаживает за ними, дрессирует (обучает выполнению определенных команд, действий, навыков).
18. Переводчик художественной литературы — выполняет письменные переводы, при этом может сам давать смысловую нагрузку, редактирует их, готовит аннотации и рефераты публикаций иностранной литературы.
19. Страховой агент - производит поиск и обслуживание физических и юридических лиц, проводит беседу с клиентами с целью заинтересовать в заключении договора о страховании, оценивает причененный ущерб с учетом критериев и степени риска.
20. Архивист - занимается обработкой хранящихся документальных материалов, созданием справочного аппарата, учетом документов, их использованием, выявлением материалов по тем или иным историческим событиям.
21. Тренер - обучает желающих технико-тактическим навыкам в определенном виде спорта, выезжает со спортсменами на сборы и соревнования,
22. Телерепортер - корреспондент, который выезжает на место событий, берет интервью, беседует с людьми, анализирует обстоятельства, выделяет самое существенное и дает по телевидению информацию.
23. Следователь - должностное лицо, юридически правильно квалифицирующее факты и обстоятельства, раскрывает преступления, собирает и закрепляет доказательства, представляет прокурору обвинительное заключение.
24. Искусствовед - занимается исследованием проблем изобразительного искусства, архитектуры (закономерности развития, художественная форма, специфика видов и жанров искусства, их взаимодействие).
25. Нотариус - должностное лицо, которое удостоверяет сделки, оформляет наследственные права граждан, договоры, свидетельствует копии документов, юридических актов.
26. Брокер - посредник, содействующий совершению сделок купли-продажи между заинтересованными сторонами, действующий по поручению отдельных лиц или фирм, получающий вознаграждение в форме определенного процента с суммы сделки.
27. Оператор ЭВМ - проверяет состояние и готовность машины к работе, четкость печати знаков, наличие шифров на материалах, подлежащих обработке, осуществляет обработку информации (выполняет арифметические расчеты, составляет ведомости, таблицы).
28. Манекенщица - демонстрирует модели одежды на показах, стремясь подчеркнуть их преимущества, участвует в рекламных съемках, в процессе изготовления вещей, в рабочих примерках.
29. Фотокорреспондент — может работать самостоятельно или по заданию редакции, в паре с корреспондентом готовить репортажи, очерки, статьи, дополняя их фотографиями, раскрывающими тему, выезжает на место, беседует с участниками событий, выбирает подходящее для съемки место.
30. Реставратор - восстанавливает изделие или его детали в местах склейки или заделки части видовых и портретных рисунков, выполняет роспись на изделиях, ажурную гравировку и чеканку, подготавливает поверхность, специальный клей, мастику, краски.
31. Озеленитель - специалист, который занимается подготовкой почвы, посадочного материала, удобрений, устройством клумб, бордюров, посадкой грунтовых трав, выращиванием саженцев, уходом за посадками, кустарниками, их стрижкой.
32. Биолог-исследователь - планирует, организует и проводит научно-исследовательскую работу по изучению живой природы, закономерностей развития, систематизации, рациональному использованию природных ресурсов.
33. Водитель автотранспорта - управляет автотранспортом, устраняет мелкие неисправности, контролирует соблюдение пассажирами правил проезда, посадки и высадки, правильность крепления груза в кузове.
34. Бортпроводник - сотрудник, проверяющий санитарное состояние кабин, салонов, работу электрооборудования самолета, размещающий пассажиров в салоне, организующий питание, информирующий о достопримечательностях.
35. Метролог - осуществляет надзор за качеством продукции, проводит испытания и проверку впервые запускаемой измерительной техники, дает разрешение на ее серийный выпуск.
36. Картограф - составитель карт, который делает черно-белый чертеж карты местности для изготовления печатных форм с этого чертежа в типографии.
37. Радиомонтажник - монтирует прибор по схеме, укладывает монтажные провода, выполняет пайку, сварку их с элементами схемы, проверяет качество монтажа, проводит контрольные испытания и настройку прибора.
38. Художник росписи по дереву - специалист, который готовит изделие под роспись. осуществляет роспись изделия различными красками: наносит орнаментные и растительные узоры, сюжетные рисунки, украшает изделия, покрывает их лаком.
39. Геолог - выявляет и оценивает месторождения полезных ископаемых в процессе съемки, поиска и разведки, составляет геологические карты, эталонные коллекции образцов горных пород по их технологическим свойствам, геологические профили.
40. Переводчик-гид - лицо, которое помогает знакомству с национальными культурами туристам, торговым и коммерческим представителям, занимается организацией отдыха туристов, оформлением различных необходимых документов.
41. Журналист - создает публицистические произведения, стараясь в небольшой по объему статье вскрыть суть темы, выезжает на место событий, берет интервью, беседует с людьми, анализирует обстоятельства, выделяет самое существенное.
42. Режиссер - творческий работник, который выбирает материал для постановки спектакля, фильма, радио- и телепередач, эстрадных и др. программ, набирает творческую группу, проводит подготовку, направляет творческий процесс актеров.
43. Библиограф - готовит справочно-библиографическую информацию (составляет краткую аннотацию к каждому произведению, находящемуся в библиотеке), принимает участие в выставках, тематических выступлениях и т.д.
44. Аудитор - ревизор, который проводит внутренний и внешний контроль и анализ финансовой деятельности предприятий различных форм собственности, оценивает достоверность отчетности, законность совершаемых операций, принимает участие в рассмотрении исков о неплатежеспособности предприятий, организаций.
45. Фармацевт - готовит лекарства по рецептам врачей, обеспечивает хранение медикаментов, отпускает готовые лекарства без рецептов, комплектует заказы на медикаменты, оказывает первую доврачебную помощь.
46. Юрисконсульт - специалист, работающий в различных организациях. Занимается составлением договоров, различных протоколов, намерений, разногласий; организует и ведет претенциозную работу, арбитражные дела. Задача юрисконсульта - свести к минимуму возможности возникновения конфликтных дел и прочее, предупредить возможное правонарушение в организации.
47. Генетик - занимается вопросами наследственности и изменчивости организма, в экспериментальной работе использует специально создаваемые линии животных и растений, штаммы микроорганизмов и вирусов.
48. Архитектор - осуществляет проектирование зданий, сооружений, садово-парковых объектов и др., разработку проектов реставрации архитектурных памятников, интерьеров зданий, проведение исследований, связанных с проектным решением, авторский надзор за строительством.
49. Продавец - обслуживает покупателей в магазинах, палатках, на лотках, Производит отбор, взвешивание, демонстрацию, оценку, упаковку товара.
50. Оператор почтовой связи - принимает, обрабатывает и выдает письма, бандероли, посылки, телеграммы, деньги по переводам, выплачивает пенсии и пособия, отпускает знаки почтовой оплаты, выполняет почтово-кассовые oneрации, организует работу почтальонов.
51. Социальный работник - организует и оказывает материально-бытовую. и морально-правовую поддержку инвалидам, одиноким, престарелым людям, детям-сиротам, а также другим бедствующим гражданам, разрабатывает программу реабилитационных мероприятий.
52. Предприниматель - организует совместное дело (бизнес), управление бизнесом, проведение маркетинговых исследований по изучению ситуации на рынке товаров и услуг, спроса и конкуренции; ориентируется на достижение коммерческого успеха путем принятия самостоятельных решений и ответственности за их последствия и связанный с этим риск.
53. Преподаватель вуза - проводит обучение студентов на высоком научном и методическом уровне, используя эффективные формы, методы и средства обучения, формирует у них профессиональные умения и навыки.
54. Музыкант-исполнитель - исполняет музыкальные произведения, стремясь донести до слушателя замысел композитора, испытываемые исполнителем чувства, восприятие им произведения, его понимание.
55. Экономист - занимается экономическим анализом и планированием путей достижения определенных экономических результатов предприятия, осуществляет учет поступающих денежных средств, товарно-материальных ценностей.
56. Менеджер - организует и координирует, оценивает и стимулирует деятельность персонала, изучает спрос и предложения на рынке, дает предложения по обновлению продукции, разрабатывает бизнес-план и руководит его реализацией, регулирует процессы приема, подбора и профессионального роста работников.
57. Корректор - сверяет текст с оригиналом и исправляет орфографические, и пунктуационные ошибки, допущенные наборщиками, устраняет нарушения технических правил набора, проверяет подписи под рисунками, схемами, диаграммами. расстояние между буквами в строке.
58. Дирижер - руководит игрой музыкантов с помощью движений рук, пальцев, головы, подбирает репертуар, знакомится с партитурой, разучивает с коллективом музыкальное произведение, внушая музыкантам свое толкование произведения в целом.
59. Инспектор таможни - осуществляет таможенный осмотр вещей пасса- жиров, пересекающих границу на поездах, самолетах, теплоходах и т.д., поиск контрабанды, организацию взаимодействия с представителями других служб.
60. Художник-модельер - специалист, работающий над созданием модели одежды, ее композиции, подбирает необходимые иллюстративные материалы, участвует в смотрах и выставках.
61. Телефонист - по телефону, на аппаратах различных классов и систем принимает и передает телеграммы, сортирует их на магистральные, внутриобластные и городские связи, выявляет наличие телеграмм, ведет учет их прохождения, осуществляет контроль за их доставкой.
62. Орнитолог - наблюдает за птицами в природе, изучает маршруты их перелетов, образ жизни в различных климатических условиях, выводит новые породы птиц, принимает участие в разработке современных технологий производства птичьего мяса.
63. Агроном - специалист по возделыванию с/х культур, который определяет набор полевых работ, их последовательность, начало и окончание и т. д., изучает эффективность сортовых посевов, руководит механизаторами, полеводами и другими рабочими.
64. Топограф - выполняет съемку рельефа и контуров на фотопланах, обновление топографических карт, полевое дешифрование контуров и элементов рельефа, составление планов.
65. Лесник - рабочая должность в лесной охране. Охраняет лес, участвует во всех лесохозяйственных работах, контролирует качество этих работ и следит за правилами использования лесных хозяйств.
66. Директор-руководитель, организующий работу и эффективное взаимодействие сотрудников, решает все вопросы в пределах предоставленных ему прав и поручает выполнение отдельных функций другим должностным лицам.
67. Мастер по ремонту и пошиву одежды - принимает заказы, намечает новые конструктивные линии при ремонте одежды, проводит инструктаж портных, швей. Контролирует качество работ, при выявлении дефектов пошива или кроя устраняет их.
68. Хореограф разрабатывает танцевальные движения, организует перемещения танцоров в пространстве сцены или танцевальной площадки, их взаимодействие, определяет музыку, грим, костюмы, выбирает декорации, освещение, то есть создает единый образ танца.
69. Историк – восстанавливает и группирует факты, ищет их объяснение, правильно обобщает их, устанавливает причинно-следственные связи между событиями, изучает жизнь человечества.
70. Инспектор ГАИ - осуществляет контроль за точным соблюдением правил дорожного движения, совершает организацию дорожного движения; обеспечивает регулирование движения транспорта и пешеходов на улицах, оказывает помощь водителям, пешеходам и пассажирам, пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях.
71. Антрополог - изучает дисциплины, раскрывающие закономерности и этапы эволюции человека в процессе антропогенеза, вопросы половой, возрастной, профессиональной индивидуальной изменчивости человеческого организма, его адаптацию к окружающей среде, происхождение и распространение современных рас.
72. Экскурсовод - осуществляет подготовку экскурсии: изучает литературу, анализирует архивные документы; проводит экскурсию.
73. Вирусолог - изучает природу вирусов, их строение, размножение, инфекционные свойства, разрабатывает меры по предупреждению, диагностике и лечению вызываемых ими заболеваний.
74. Актер - создает художественный образ с использованием сценической техники, различных художественных средств выражения: речи, движений, мимики, танца и т.д.
75. Официант - сервирует стол, встречает посетителей, знакомит их с меню, принимает заказы, выполняет их, рассчитывает посетителей, собирает использованную посуду.
76. Товаровед - на предприятиях, в организациях торговли и общественного питания изучает спрос на товары, составляет проекты договоров с поставщиками, следит за поставкой товаров в нужном ассортименте, соответствующего качества и в договорные сроки.
77. Главный бухгалтер - финансовый руководитель, который осуществляет организацию учета хозяйственно-финансовой деятельности, контроля за правильным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов предприятия. Несет ответственность за законность и юридическую грамотность совершаемых предприятием операций.
78. Инспектор уголовного розыска - занимается раскрытием, расследованием и предупреждением уголовных преступлений, работает в постоянном контакте с людьми.
79. Парикмахер-модельер - создает образы новых причесок, выполняет образцы сложных причесок, подбирает прически, исходя из особенностей лица, консультирует других парикмахеров.
80. Психолог - может работать в различных направлениях деятельности: педагогике, медицине, промышленности и т.д., осуществляя научно-практическую, исследовательскую, методическую работу. Оказывает помощь по адаптации человека в окружающих его условиях, разрешению личностных проблем, улучшению морально-психологического климата в коллективах и др.
81. Пчеловод - уход за пчелами, перевод пчел на медосбор, создание новых семей, выведение и замена маток, подготовка пчел к зимовке, ремонт ульев и инвентаря, изготовление рамок для новых сот, откачка меда.
82. Коммерсант - занимается торговой (коммерческой) деятельностью в той или иной сфере хозяйства, с наибольшей выгодой обеспечивающей рынок товарами и услугами; определяет соответствие товаров нормативно-технической документации, документально оформляет коммерческие операции, стимулирует сбыт, организует рекламу, прогнозирует спрос.
83. Судья - рассматривает уголовные и гражданские дела вместе с народными заседателями, обеспечивает законность всех действий суда.
84. Стенографист - выполняет скоростную буквенную запись с помощью упрощенных элементов букв обычного алфавита, заменяющих слова и словосочетания.
Сайты с информацией по профориентации
- § Информация о высших учебных заведениях Республики Беларусь и сведения о специальностях, правилах приема, результатах конкурса находятся на сайте: www.abiturient.by
- § Министерства образования Республики Беларусь: www.edu.gov.by
- § Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь: www.mintrud.gov.by;
- § Республиканского института профессионального образования: www.ripo.unibel.by;
- § Главного информационно-аналитического центра Министерства образования Республики Беларусь: www.giac.unibel.by;
- § Информационный портал http://www.tamby.info.
- § http://mycarrer.hrm.by (тематические статьи, советы школьникам , вопросы и советы о ЦТ и другое)
- Академия последипломного образования: www.akademy.by;
- Учреждения профессионально-технического и среднего специального образования региона:kudapostupat.by
- Республиканский институт контроля знаний: www.rikz.unibel.by;
- http://prof.labor.ru - банк интерактивных профессиограмм
Внимание, выпускникам!
В Полоцком государственном университете ежемесячно проходят бесплатные занятия в Школах юных по различным направлениям: https://psu.by/abiturientam/shkoly-yunykh
График занятий бесплатных занятий Школы юных Полоцкого государственного университета на март: https://www.psu.by/objavlenija/11539-priglashaem-v-shkoly-yunykh-pgu
Учащимся
- Категория: Учащимся