Самообразование
- Категория: Методический кабинет
Памятка для педагогов по организации самообразования. Основные направления самообразования
- профессиональное (предмет преподавания);
- психолого-педагогическое (ориентированное на учеников и родителей);
- правовое;
- психологическое (имидж, общение, искусство влияния, лидерские качества и др.);
- методическое (педагогические технологии, формы, методы и приёмы обучения);
- эстетическое (гуманитарное);
- историческое;
- иностранные языки;
- политическое;
- информационно-компьютерные технологии;
- охрана здоровья;
- интересы и хобби.
Результат самообразования
В личном плане самообразования учителя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определённый срок:
- результаты самообразования учителя на определённых этапах (самообразование непрерывно, но планировать его нужно поэтапно);
- повышение качества преподавания предмета (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество);
- разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования;
- разработка новых форм, методов и приёмов обучения;
- доклады, выступления;
- разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей;
- выработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии;
- разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям;
- создание комплектов;
- педагогических разработок;
- обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме).
Продуктивность процесса самообразования
Самообразование педагога будет продуктивным, если:
- в процессе самообразования реализуется потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию;
- педагог владеет способами самопознания и самоанализа педагогического опыта. Учитель понимает как позитивные, так и негативные моменты своей профессиональной деятельности;
- педагог обладает развитой способностью к рефлексии. Педагогическая рефлексия является необходимым атрибутом учителя - профессионала (под рефлексией понимается деятельность человека, направленная на осмысление собственных действий, своих внутренних чувств, состояний, переживаний, анализ этой деятельности и формулирование выводов);
- программа профессионального развития учителя включает в себя возможность исследовательской, поисковой деятельности;
- педагог обладает готовностью к педагогическому творчеству;
- осуществляется взаимосвязь личностного и профессионального развития и саморазвития.
Папка по самообразованию содержит (рекомендации)
- Информацию об образовании и стаже работы педагога
Образование:
Специальность:
Квалификация:
Квалификационная категория(дата присвоения):
Сертификация:
Стаж работы:
Педагогический стаж:
Стаж работы в данном учреждении:
Награды:
- Информацию об учебной нагрузке
- Информацию об общественной нагрузке
- Информацию о повышении квалификации, профессиональной переподготовке
- Информацию о теме по самообразованию:
- тема
- цель и задачи
- сроки
- предполагаемый результат
- Перспективный план работы над темой самообразования
Этапы |
Содержание работы |
Сроки |
Форма представления результатов |
1. Диагностический |
|
|
|
II. Прогностический |
|
|
|
III. Практический |
|
|
|
IV. Обобщающий |
|
|
|
V. Внедренческий |
|
|
|
- План работы на __________ учебный год
№ п/п |
Содержание работы |
Сроки выполнения |
1 |
Изучение нормативных документов по предмету |
сентябрь |
- Материалы по теме по самообразованию
- Самоанализ за год ( в конце учебного года)
Советы педагогам по самообразовательной деятельности
- С чего начать самообразование
Выберите главное
Оцените практику
Поставьте конкретную цель
Выстройте кругозор
- Как работать с информацией
Начинайте с любого места
Ищите точки продвижения
Используйте разные источники
Работайте со списками
Экспериментируйте с методами записи
- Защита мотивации: как не сорваться
Составьте расписание
Планируйте окончание и награду
Даже если пропускаете — не бросайте
Подготовьтесь к препятствиям
Найдите своих людей
Ваши цели — вне зоны комфорта
- Как использовать обратную связь, чтобы учиться быстрее
Тестируйте себя
Чем быстрее фидбек, тем лучше
Учите другого
Ищите разных экспертов
Найдите тренера, поймите его критерии
- Как следить за своим прогрессом
Документируйте процесс
Анализируйте свои прошлые работы
Собирайте свои идеи
Изучайте свои ошибки
Формы работы на различных этапах самообразования
Содержание |
Сроки |
I этап. Диагностический, прогностический …учебный год |
|
1. Выбор темы (проблемы) |
Август |
2. Ознакомление с литературой |
Сентябрь |
3. Ознакомление с нормативными правовыми документами |
Октябрь |
4. Изучение эффективного педагогического опыта по проблеме исследования. |
В течение года |
5. Детальное ознакомление с проблемой посредством литературных источников |
Сентябрь-декабрь |
6. Составление картотеки литературных источников |
Сентябрь-декабрь |
7. Выписки из литературных источников. |
Сентябрь-декабрь |
8. Составление тезаурусного поля по проблеме |
В течение года |
II этап. Практический этап …учебный год |
|
1. Подбор теоретических материалов |
Сентябрь - ноябрь |
2. Ознакомление с литературой по теме |
Сентябрь - ноябрь |
3. Уточнение темы и разработка плана индивидуальной работы: - обоснование выбора темы; - актуальность и новизна; - выбор адекватных методов и средств поисковой деятельности; - формулирование цели и задач работы; - разработка календарного плана индивидуальной работы. |
Сентябрь |
4. Выбор и разработка моделей, инновационных технологий педагогической деятельности. |
Сентябрь - май |
III этап. Обобщающий … учебный год |
|
1. Анализ и оценка результатов индивидуального опыта работы над темой (проблемой), формулирование выводов и предложений. |
Сентябрь - январь |
2. Обобщение наблюдения, оформление результатов. Описание проведенной работы, установленных фактов, их анализ, теоретическое обоснование результатов, формулирование общих выводов и определение перспектив в работе. |
Февраль-май |
3. Применение наработанных материалов в собственной педагогической деятельности |
Сентябрь-май |
4. Распространение данной технологии, методики |
Сентябрь-май |
IV этап. Внедренческий … учебный год |
|
1. Внедрение инноваций в практику своей педагогической деятельности. |
Сентябрь - май |
Темы учителей по самообразованию
|
Ф.И.О. учителя |
Тема |
Сроки |
Сивицкая Е.А. |
Развитие орфографической зоркости и пунктуационной грамотности младших школьников через систему дидактических игр |
2020-2023 |
|
Редько Н.В. |
Технология применения устных упражнений на уроках математики |
2021-2023 |
|
Сивицкая В.К. |
Формирование лидера через участие в конкретных практических делах пионерской дружины |
2020-2025 |
|
Короткевич О.В. |
Самостоятельная работа учащихся на уроках химии как способ формирования мыслительных учебных умений и навыков |
2020-2023 |
|
Ледник З.М. |
Формирование умений и навыков работы с тестом на уроках биологии |
2020-2023 |
|
Гаврильчик Н.В. |
Методы и приемы формирования навыка беглого и осознанного чтения в начальных классах |
2021-2025 |
|
Козловская А.С. |
Формирование читательского интереса младших школьников через развитие эмоциональной сферы и активизацию познавательной деятельности в группе продленного дня |
2020-2024 |
|
Сташуленок М.Э. |
Технологии совершенствования навыков чтения и читательских умений у младших школьников |
2020-2023 |
|
Панфилко О.А. |
Рэалізацыя прынцыпу асобасна арыентаванага падыходу пры арганізацыі навучання беларускай мове. |
2020-2023 |
|
Пасюк Т.И. |
Музейны ўрок як інавацыйная адукацыйная тэхналогія |
2021-2025 |
|
Громонть С.А. |
Применение биоэнергопластики в коррекционной работе с детьми с ОНР |
2021-2024 |
|
Повалкович И.К. |
Развитие мыслительной деятельности в ходе решения графических задач по физике |
2020-2024 |
|
Пашкович Р.В. |
Арганізацыйна-педагагічныя асновы падрыхтоўкі да алімпіяды па беларускаяй мове і літаратуры як умовы развіцця творчага патэнцыялу. |
2021-2024 |
|
Шурпик Т.В. |
Здоровьесберегающие технологии на уроках французского языка |
2020-2023 |
|
Драздович О.Л. |
Предупреждение и коррекция нарушений письменной речи младших школьников |
2023-2026 |
|
Рудак Е.А. |
Развитие аналитических и творческих способностей учащихся при работе с комплексным анализом текста |
2020-2023 |
|
Усович О.О. |
Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках немецкого языка как средства активизации познавательной деятельности учащихся |
2022-2025 |
|
Мороз М.М. |
Обучение здоровому образу жизни средствами современных технологий на уроках ОБЖ |
2020-2023 |
|
Корешкова Т.Ф. |
Использование современных образовательных технологий на уроках музыки |
2020-2023 |
|
Матюшонок Е.И. |
Проверка знаний на уроках обслуживающего труда |
2020-2023 |
|
Дякун С.Л. |
Работа одаренными детьми, развитие их певческих, голосовых и общемузыкальных способностей |
2020-2025 |
|
Рудак Т.В. |
Развитие речи детей дошкольного возраста как средство познания окружающего |
2020-2025 |
|
Бельская Е.Л. |
Влияние потешек на развитие речи детей дошкольного возраста |
2020-2025 |
|
Лебедевич А.М. |
Формирование культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста во всех видах деятельности |
2020-2025 |
|
Ромашко И.Н. |
Использование малых форм фольклора в развитии речи детей дошкольного возраста |
2020-2025 |
|
Мартинкевич Ж.В |
Развитие картографических навыков на уроках географии |
2020-2023 |
|
Горовая Т.А. |
Игра как средство воспитания младших школьников в группе продленного дня |
2021-2025 |
|
Будько А.П.. |
Формирование метапредметной компетенции обучающихся |
2021-2024 |