Час Памяти «Бухенвальдский набат»
- Категория: Военно-патриотическое воспитание
Час Памяти «Бухенвальдский набат»
Цели:
- рассказать учащимся о зверствах фашистской Германии;
- воспитывать чувства сострадания к погибшим; показать детям к каким последствиям могут привести войны на нашей планете.
Учитель: (Слайд 1) Вот уже почти 78 лет отделяют нас от окончания Великой Отечественной войны. Однако из памяти человечества не изгладились и никогда не изгладятся чудовищные преступления немецко-фашистских захватчиков. Нельзя без боли вспоминать о зверствах фашистов, которые замучили, расстреляли, задушили в газовых камерах миллионы людей.
Каждый год накануне праздника Победы мы чтим память тех, кто не пожалел своей жизни ради будущего своего народа, т.е. ради нас.
Каждому выпала своя ноша в той войне, кто-то защищал Родину и погибал в бою, кто-то подрывал дух врага из тыла, а кому-то было суждено пройти через нечеловеческие испытания в лагерях смерти.
(Слайд 2) Мы сегодня будем говорить о концлагерях, в которых погибли миллионы людей…. Узникам фашистских лагерей посвящается наш классный час.
Ведущий 1: (Слайд 3) 11 апреля 1945 года вошел в книгу истории как Международный день освобождения узников фашистских концлагерей.
Ведущий 2: Сегодня вспомним тех, кто был замучен в тюремных застенках фашистских концлагерей.
Ведущий 3: (Слайд 4) Начиная с 1933 года, в нацистской Германии появляются концентрационные лагеря "лагеря смерти", "фабрики смерти".
Ведущий 4: Во время 2-й мировой войны лагеря были созданы и на территории Восточной Европы, в основном в Польше, а также на территории стран Балтии, Белоруссии, на других оккупированных территориях. Лагеря создавались для массового уничтожения европейских евреев, а в дальнейшем и других, как считал Гитлер, "неполноценных" народов.
Ведущий 1: (Слайд 5) Всего на территории Германии и оккупированных ею стран действовало более 14 тысяч концлагерей. За годы второй мировой войны через лагеря смерти прошли 18 миллионов человек.
Ведущий 2: В концлагерях совершались различные насилия и истязания над людьми: проводили над ними опыты, например, "эксперименты" по изготовлению мыла из человеческого тела.
Ведущий 3: Мужчин зимой замораживали в бочки с водой; подвешивали заключённых за ноги к столбам и так оставляли их до наступления смерти.
Ведущий 4: Плоскогубцами вырывали у женщин ногти, а затем подвешивали их за волосы, раскачивали и стреляли по "движущимся мишеням".
Ведущий 1:Уничтожали фашисты и детей, уничтожали с большим садизмом и жестокостью, чем взрослых.
Ведущий 2: Одним из таких лагерей являлся концлагерь Дахау
I. Дахау (Слайды 6-8)
Ведущий: Дахау - первый концлагерь в фашистской Германии. Был создан в марте 1933 года на окраине города Дахау в 17 км от Мюнхена. Всего за время существования лагеря в нём находилось в заключении 250 тысяч человек из 24 стран. Около 70 тысяч человек там были зверски замучены или убиты. 140 тысяч переведены в другие концлагеря, 30 тысяч дожили до освобождения. В Дахау проводились преступные “медицинские опыты” над людьми.
KZ Dachau – не считался лагерем уничтожения и фабрикой смерти, как например (Освенцим), а скорее пересылочным пунктом.
В Дахау отрабатывалась система наказаний и других форм физических и психологических издевательств над узниками, в том числе и медицинские эксперименты над заключенными под руководством главврача Зигмунда Рашера.
До начала 2-й мировой войны в Дахау находились политические противники нацистского режима - коммунисты, социалисты, священнослужители, позже – русские, венгерские и польские военнопленные, евреи.
II. Майданек. (Слайд 9-12)
Ведущий: В Польше в предместье города Люблин осенью 1941 года был создан один из немецко-фашистских лагерей «Майданек» для массового уничтожения людей. В Майданеке было истреблено около 1,5 миллиона человек. Печи крематория на Майданеке называли “фабрикой смерти”. В 1944 году Майданек был уничтожен советскими войсками.
III. Освенцим. (Слайд 13-15)
Ведущий: Этот концлагерь называли комбинатом смерти. Освенцим был создан в 1939 году по приказу Гитлера. Здесь постоянно содержались от 180 до 250 тысяч заключённых из разных стран мира. Многочисленные врачи, работающие в лагере, ставили на заключённых “медицинские” эксперименты. Массовые уничтожения газом начались в Освенциме в конце 1941 года. В Освенциме мертвили в газовых камерах, голодом, расстреляли свыше 4 миллионов советских граждан и жителей других стран Европы.
I V. Саласпилс. (Слайд 16 – 20)
Ведущий: В Латвии вблизи железнодорожной станции на линии Рига - Огре в годы Великой отечественной войны фашистами был устроен концлагерь, в котором было уничтожено более 100 тысяч человек, 7 тысяч из них дети. На стене, сооружённой на месте лагерных ворот, сохранилась надпись: “За этими воротами стонет земля”.
Среди заключённых в лагерях были и дети. Они напоминали подбитых птенцов. В глазах испуг. Маленькие старички. Их заставляли работать по 15–20 часов – на лямках возить гружённые разным грузом повозки. Часто приходилось возить трупы. А когда они выбивались из сил, их раздевали догола и обливали холодной водой, били палками. В Латвии гитлеровцы уничтожили 35476 детей.
Когда советская армия освободила концлагерь, то солдаты увидели огромные тюки с женскими волосами. Гитлеровцы снимали их с голов своих жертв перед уничтожением. Они использовали женский волос в промышленном производстве – перерабатывали в войлок и пряжу, из которых вязали носки для подводников и железнодорожников.
На фоне музыки звучит стихотворение “Женские волосы”
Чтец: Женские волосы жгучей горою |
Сердце сыновнее в траур одето. |
V. Бухенвальд. (Слайд 21- 23)
Ведущий: Концлагерь в Бухенвальде, недалеко от города Ваймара, гитлеровцы основали в 1934 году для политзаключённых. Как и в другие концлагеря фашистской Германии, люди попадали сюда без суда и следствия и на неопределённое время. Как правило, их путь завершался в печах крематория. С началом Великой Отечественной войны он стал одним из главных лагерей смерти для военнопленных. Через него прошло более 238 тысяч людей.
У одних Бухенвальд отнял юность, у других — здоровье, у третьих — жизнь. Море человеческих страданий в Бухенвальде неисчерпаемо.
Свидетельство очевидца:
«Через громкоговоритель даются приказания: всем надо сдать вещи и одежду, даже костыли и очки... Ценные вещи и деньги сдать в окошко с надписью: «Драгоценности». Женщин и девушек направляют к цирюльнику, который двумя взмахами ножниц срезает им волосы, набиваемые в мешки из-под картофеля ...Потом начинается марш... Но большинство уже начинает догадываться, какая судьба им уготована.
Они подымаются по нескольким ступенькам - и уже видят непредотвратимое. Нагие матери, онемев, прижимают младенцев к груди. С ними масса детей всех возрастов — все нагие. Они медленно продолжают двигаться безмолвно по направлению к камере смерти. «Наполнить до отказа!» - командует комендант лагеря.. Голые люди наступают друг другу на ноги. Семьсот-восемьсот человек... Двери замыкаются. Оставшиеся ждут своей очереди. Спустя 32 минуты мертвы все... С другой стороны рабочие отмыкают двери. Мертвецы стоят, как базальтовые столбы - им некуда упасть. И после смерти еще можно распознать семьи - они стоят, прижавшись друг к другу и держась крепко за руки. С трудом только удается отделить тела, чтобы очистить место для следующей партии…»
Таким способом в Бухенвальде были убиты многие тысячи узников. Лагерные ворота с надписью «Каждому свое» и колючая проволока сохранились до сих пор. Теперь это вход в Музей памяти Бухенвальда.
В 1945 году советские войска освободили в этом концлагере свыше 80 тысяч заключённых, которых гестаповцы не успели истребить. Это были люди, уже находившиеся на грани смерти от истязаний и голода.
Ведущий 1: Люди разных национальностей, но одной судьбы, им есть что рассказать о зверином облике фашизма!
Ведущий 2: Лагеря смерти, через которые многие из них прошли, невозможно вычеркнуть из памяти.
Ведущий 3: Вновь скупая слеза сторожит тишину. Вы о жизни мечтали, уходя на войну. Сколько юных тогда не вернулось назад, не дожив, не допев, под гранитом лежат.
Ведущий 4: Глядя в вечный огонь - тихой скорби сиянье - ты послушай святую минуту молчанья.
(метроном) Минута молчания.
(Поочерёдно к доске выходят учащиеся с рисунками в руках)
- Я нарисую яркое солнце.
- Я нарисую синее небо.
- Я нарисую колосья хлеба.
- Мы нарисуем осенние листья.
- Школу, друзей, ручей беспокойный.
Вместе: И зачеркнём нашей общею кистью выстрелы, взрывы, огонь и войну.
Ссылка на перзентацияю: https://docs.google.com/presentation/d/1VcLugLh9LOPQWZCoECmBY7kjXFlraGie/edit?usp=sharing&ouid=103456813742838130276&rtpof=true&sd=true