Рекомендации по реализации образовательного проекта «ШАГ» («Школа Активного Гражданина») для учащихся V–VII классов учреждений общего среднего образования
- Категория: ШАГ
Рекомендации по реализации образовательного проекта «ШАГ» («Школа Активного Гражданина») для учащихся V–VII классов учреждений общего среднего образования
В развитие проекта «Школа Активного Гражданина», который успешно реализуется в VIII–XI классах учреждений общего среднего образования с 2018/2019 учебного года, в 2020/2021 учебном году начинается реализация одноименного образовательного проекта для учащихся V–VII классов.
Ключевая идея проекта
Понятие гражданственность предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству, планете Земля.
Целевые установки мероприятий проекта для учащихся V–VII классов определяются содержанием девяти тематических блоков, лежащих в основе гражданской компетентности:
«Я» + «Я и Школа» + «Я и Семья» +«Я и Малая родина» + «Я и Закон» + «Я и Общество» + «Я и Природа» + «Я и Культура» + «Я и Планета» = «Я – активный гражданин Республики Беларусь».
Тематический блок |
Характеристики гражданской компетентности |
«Я» |
Активный гражданин стремится к саморазвитию, самообразованию и самовоспитанию |
«Я и Семья» |
Активный гражданин ценит и уважает институт брака и семьи, он – ответственный семьянин |
«Я и Школа» |
Активный гражданин осознает себя членом сообщества, стремится сочетать личные и общественные интересы, хорошо воспитан, дисциплинирован, умеет дружить, стремится к новым знаниям |
«Я и Малая родина» |
Активный гражданин неравнодушен к тому, что происходит в его ближайшем окружении, и готов прикладывать усилия, чтобы мир рядом с ним становился лучше |
«Я и Закон» |
Активный гражданин знает, уважает и соблюдает Закон |
«Я и Общество» |
Активный гражданин социально активен, гордится народом своей страны, осознает себя его представителем, стремится реализовать себя в профессии, чтобы трудиться на благо общества |
«Я и Природа» |
Активный гражданин осознает ценность и уязвимость природы, стремится к ее сохранению и защите |
«Я и Культура» |
Активный гражданин знает и ценит культурное наследие своей страны |
«Я и Планета» |
Активный гражданин политически грамотен, толерантен, обладает широким кругозором |
Организационно-методические особенности проекта
Мероприятия проекта «Школа активного гражданина» для учащихся V–VII классов проходят один раз в месяц в рамках классного часа (четвертый классный час месяца).
Тема классного часа определяется каждым классным руководителем для своего класса в рамках вышеуказанных тематических блоков:
Месяц |
Тематический блок |
Месяц |
Тематический блок |
Сентябрь |
«Я» |
Январь |
«Я и Закон» |
Октябрь |
«Я и Семья» |
Февраль |
«Я и Общество» |
Ноябрь |
«Я и Школа» |
Март |
«Я и Природа» |
Декабрь |
«Я и Малая родина» |
Апрель |
«Я и Культура» |
Май |
«Я и Планета» |
Содержание классного часа определяется классным руководителем с учетом характеристик гражданской компетентности:
Тематический блок |
Характеристики гражданской компетентности |
«Я» |
Активный гражданин стремится к саморазвитию, самообразованию и самовоспитанию. |
«Я и Семья» |
Активный гражданин ценит и уважает институт брака и семьи, он – ответственный семьянин. |
«Я и Школа» |
Активный гражданин осознает себя членом сообщества, стремится сочетать личные и общественные интересы, хорошо воспитан, дисциплинирован, умеет дружить, стремится к новым знаниям. |
«Я и Малая родина» |
Активный гражданин неравнодушен к тому, что происходит в его ближайшем окружении, и готов прикладывать усилия, чтобы мир рядом с ним становился лучше. |
«Я и Закон» |
Активный гражданин знает, уважает и соблюдает Закон. |
«Я и Общество» |
Активный гражданин гордится народом своей страны, осознает себя его представителем, социально активен, стремится реализовать себя в профессии, чтобы трудиться на благо общества. |
«Я и Природа» |
Активный гражданин осознает ценность и уязвимость природы, стремится к ее сохранению и защите. |
«Я и Культура» |
Активный гражданин знает и ценит культурное наследие своей страны. |
«Я и Планета» |
Активный гражданин политически грамотен, толерантен, обладает широким кругозором. |
Форма проведения классного часа в рамках проекта «ШАГ» также выбирается классным руководителем самостоятельно с учетом возраста учащихся, особенностей и потребностей классного коллектива, сложившихся традиций, имеющихся ресурсов. Например, для учащихся VII класса можно организовать следующие мероприятия:
Тематический блок |
Форма проведения классного часа и его тема |
«Я» |
Дискуссия «Правила счастливого человека» |
«Я и Семья» |
Фотоальбом «Cемейные династии Беларуси» |
«Я и школа» |
Открытый микрофон «Наша школа 10 лет спустя» |
«Я и Малая родина» |
Обзор «Моя малая родина вчера, сегодня, завтра» |
«Я и Закон» |
Круглый стол «Закон суров, но это – Закон!» |
«Я и Общество» |
Диалог-спор «Молодежные субкультуры: самовыражение или протест?» |
«Я и природа» |
Акция «У природы есть друзья – ты и я» |
«Я и Культура» |
Арт-проект «Наши путешествия по Беларуси» |
«Я и Планета» |
Информ-дайджест «Беларусь на карте мира» |
Таким образом, конкретизация форм, методов, содержания мероприятий – компетенция учреждения образования. Такой подход позволит обеспечить учет образовательных запросов и мнений всех участников образовательного процесса, учет организационных условий проведения мероприятий, что является важным фактором эффективности проекта «Школа Активного Гражданина». Организаторами мероприятий проекта выступают классные руководители V–VII классов, координирует деятельность заместитель директора по воспитательной работе. По возможности на мероприятия проекта рекомендуется приглашать гостей, личный пример которых позволит визуализировать характеристики гражданской компетентности.
Мероприятия проекта отражаются в плане воспитательной работы классного руководителя, по результатам проведения фиксируются в классном журнале:
Дата проведения |
Содержание работы |
Количество часов |
25.11. |
«Школа Активного Гражданина»: открытый микрофон «Наша школа 10 лет спустя» |
1 |