Что должны знать родители о школьной отметке? (из материалов родительского собрания)
- Категория: Для новостей
«С первых дней школьной жизни на тернистом пути учения перед ребенком появляется идол – отметка. Для одного ребенка он добрый, снисходительный, для другого – жесткий, безжалостный, неумолимый. Почему это так, почему он одному покровительствует, а другого тиранит – детям непонятно. Ведь не может восьмилетний ребенок понять зависимость оценки от своего труда, от личных усилий – для него это пока непостижимо. Он старается удовлетворить или - на худой конец – обмануть идола и постепенно привыкает учиться не для личной радости, а для отметки», - писал В.А.Сухомлинский.
В чем же состоит необходимость оценки знаний?
Без оценки процесс усвоения знаний невозможен.
Отметки и экзамены необходимы, поскольку они стимулируют не только успеваемость, но и другие качества детей.
Оценка учителя оказывает большое внимание на качество отношений между учителем и учеником.
Оценки и отметки способствуют развитию учащихся.
Оценка нетождественна отметке.
Оценка – это процесс оценивания в форме развернутого суждения.
Учитель сначала разъясняет положительные и отрицательные стороны работы ученика, отмечает наличие или отсутствие продвижений, дает рекомендации, отмечает старания школьника и только затем, как вывод из сказанного, называет заслуженную отметку.
Отметка – результат процесса оценивания, его условно-формальное отражение в баллах.
Родители редко разъясняют школьнику связь между отметкой и качеством выполнения учебного задания. Сами-то они в целом понимают, почему работа оценена так, а не иначе.
Выходит, что учителя и родители достаточно успешно взаимодействуют друг с другом посредством отметок, используя их в качестве обратной связи, однако потребности и интересы школьника при этом не учитываются. Однако без помощи взрослых ребенок не в силах верно выделить критерии оценивания своей работы.
Отметки необходимо обсудить. Если они хорошие – похвалить, спросить, за что ребенок получил отметку, доволен ли оно своей работой, ответом. Если же балл невысокий, ребенка не надо укорять. Необходимо детально проанализировать, почему работа оценена низко, какие трудности испытывал ребенок, и обязательно подбодрить, вселить уверенность в силы ученика, наметить план исправления отметки.
Отметка не отражает меру усилий ученика в учебной работе. Известно, что одному школьнику даже “тройка” достается с большим трудом, а другому и “восьмерка” — без особых усилий. Из отметки эти различия не видны.
Ребенок должен знать, что родители его поймут, и какими бы ни были отметки, дома будет доброжелательная атмосфера.
Рассмотрим положительные и отрицательные стороны отметок.
Положительные:
Видно, что удалось, а что не удалось ребенку;
Положительная отметка зачастую служит средством для дальнейшего более глубокого изучения материала;
Очень часто ребенок, стараясь получить более высокую отметку, прикладывает определенные волевые усилия к этому. И взрослые, видя это, говорят, что он использовал «свою силу воли» для этого;
Получая более высокую отметку в сравнении с ним самим, ребенок повышает свой «рейтинг» в глазах педагогов и одноклассников (и не всегда это может быть отличная отметка.Зачастую получение «4» или «3» у слабоуспевающего ученика имеет такой же эффект, как «9» -у отличника)
Отрицательные стороны отметки:
В отметках сосредоточена вся власть взрослых, так как отметки сменили множество форм физического наказания в школах, переложив часть педагогического воздействия на родителей (пусть родители сами решают, какие им принимать меры воспитания).
Отметки стали олицетворять всю личность ребенка (хорошим учеником считается тот, кто получает хорошие отметки, плохим – плохие).
Отметка стала главным и единственным средством общения между школой и семьей. Для ребенка плохая отметка – предвестник неприятностей в семье.
Отметка – валютная купюра на школьном и семейном рынках. Часто детям отметки нужны не как действительные измерители их знаний и умений, а как валюта, на которую можно приобрести чуть больше свободы, более доброе и доверительное расположение к себе близких, товарищей, какие-то льготы, получить в подарок игрушку, прогулку и т.д. Ребенок хочет получить высокую отметку любой ценой, независимо от того, заслуживает он ее или нет.
Отметка – способ соревнования детей. Соревновательность – полезное чувство, но отметка в действительности вызывает преимущественно зависть. Зависть же разрушает товарищескую среду учащихся и является фактором, затрудняющим нормальный ход воспитания и обучения.
И «двоечникам и «хорошистам» необходимо уменьшить болезненность неудач, эмоционально преодолеть травматические ситуации, связанные со школьными оценками. Похвала им необходима, но необходимы и указания на ошибки, недочёты, неточности.
Вот уже около15-ти лет мы пользуемся десятибалльной системы оценивания, в основе которой лежат уровни усвоения учебного материала,
Всего есть пять таких уровней:
Первый уровень, низкий (1 - 2 балла) - предполагает только узнавание учебного материала. 1 балл - ученик узнает изученные понятия, события среди предложенных вариантов ответа.
Второй уровень, удовлетворительный (3 - 4 балла) - воспроизведение учебного материала по памяти. 3 балла- ученик механически (не всегда понимая) заучил небольшую часть материала и воспроизводит ее, называет отдельные события, исторические личности, пересказывает отдельные фрагменты. Может допускать при этом ошибки, быть непоследовательным..
Знает математическую формулу, но не может ее применить для решения примера или уравнения, 4 балла- воспроизводит по памяти выученную часть учебного материала, делает это вполне самостоятельно, без подсказок учителя. Но на уточняющий вопрос не отвечает, потому что заучил текст механически.
Третий, средний (5 - 6 баллов) - осознанное воспроизведение учебного материала (на уровне понимания).5 баллов- пересказывает значительную часть материала, может охарактеризовать изученное событие, явление по предложенному плану. При этом может допускать несущественные ошибки, погрешности, которые не ведут к искажению содержания.
Может, к примеру, найти площадь параллелограмма, но с ошибками. 6 баллов- без ошибок воспроизводит изученный материал в полном объеме; правильно использует терминологию.Может решать типовые простейшие задачи, уравнения по известному алгоритму..
Четвертый, достаточный (7 - 8 баллов) - применение знаний в знакомой ситуации по образцу.7 баллов- оперирует учебным материалом в знакомой ситуации. Например, умеет конкретизировать изученные понятия и выводы примерами, анализировать исторические факты и объяснять выводы, которые содержатся в учебнике. При этом может допускать несущественные ошибки, давать неполный ответ.
По математике решает задачи не в один, а два шага. Дает обоснования, почему у параллелограмма параллельные стороны равны. 8 баллов- то же, что и на 7 баллов, но без ошибок и полно. Ученик может обобщить изученный материал, сделать вывод. Использует для ответа ранее изученный материал по предмету.
Самостоятельно решает типовые задачи в три-четыре шага, дает верный ответ с полным обоснованием каждого шага.
Пятый, высокий (9 - 10 баллов) - применение усвоенных знаний и умений в незнакомой ситуации, для решения новых нестандартных задач. 9 баллов- применяет усвоенные знания и умения в новой, нетипичной ситуации. Например, дает оценку историческим фактам, используя знания, в том числе по другим учебным предметам. Выполняет задания проблемного и преобразовательного характера.
Может решать нетиповые нетрафаретные задачи, применяет полученные знания в незнакомой ситуации, то есть может самостоятельно построить алгоритм решения задачи. 10 баллов- самостоятельно выполняет творческие задания проблемного и преобразовательного характера, которые предполагают самостоятельное конструирование способа решения задания, поиск и работу с несколькими источниками; свободно оперирует изученным материалом; формулирует и аргументирует свою точку зрения об исторических событиях; готовит сообщения, эссе. То есть скачать материал из интернета и просто зачитать его перед классом для десятки мало.
Владеет приемами математического моделирования, находит рациональные способы решения задач, решает творческие задачи. Такой ученик решит любую контрольную, но сделает это так, что поразит даже учителя.
Десятибалльная система позволяет более объективно оценить знания школьников. При пятибалльной системе один ученик ответил на вопрос идеально, использовал дополнительную литературу и высказал свою точку зрения. Ему поставили пятерку. Другой ученик четко воспроизвел текст параграфа и не более! А получил ту же пятерку.
В десятибалльной системе все отметки положительные. Каждая отметка означает определенный уровень учебных достижений. И единицу тоже нужно заработать.
При отсутствии учебных достижений и результатов ученику ставится 0 баллов.
Так что же вы, родители, можете сделать, чтобы отметка, получаемая вашим ребенком, не превратилась в «монстра, разрушающего личность ребенка».
-Не ругайте своего ребёнка за плохую отметку, попробуйте ему помочь.
-Сочувствуйте своему ребёнку, если он долго трудился, но результат его труда
невысок.
- Объясните ему, что важен не только высокий результат. Больше важны знания, которые он сможет приобрести в результатеежедневного, упорного труда.
-Никогда не выражайте сомнений по поводу объективности выставленной вашему ребёнку отметки вслух.
-Есть сомнения - идите в школу (к учителю) и попытайтесь объективно разобраться в ситуации.
-Не обвиняйте беспричинно других взрослых и одноклассников в проблемах собственного ребёнка.
-Поддерживайте ребёнка в его, пусть не очень значительных, но победах над собой, над своей ленью.
-Демонстрируйте положительные результаты своего труда, чтобы ребёнку хотелось вам подражать.
Уважаемые родители, помните, чтоваши хорошие отношения с ребёнком важнее школьных отметок.