График проведения «Родительских Несобраний»
Третья республиканская молодежная ярмарка вакансий
УРОВЕНЬ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ, К КОТОРОМУ СЛОЖНО БЫТЬ ГОТОВЫМ В 17 ЛЕТ
Единый день инспектора ИДН
План проведения мероприятий, объединений по интересам,...
Уроки Памяти, посвященные трагедии в деревне Хатынь
Марафон "Глубоччина: 85 лет истории и достижений"

Меню сайта

izobrazhenie viber 2024 04 08 15 14 59 955
000075 449049 big

ярморка вакансий

banners 6

министерство образования

 Glub
brsmsite

2

unnamed 1

Скриншот 19.10.2018 105424

sm 1

mchs

лого

Девиантное поведение. Классификации девиаций

Девиантное поведение(такжесоциальная девиация, отклоняющееся поведение) (лат. deviation— отклонение) — это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от общепринятых, наиболее распространённых и устоявшихсяобщественных норм. Негативное девиантное поведение приводит к применению обществом определённых формальных и неформальных санкций (изоляция, лечение, исправление или наказание нарушителя).

Существуют разные подходы к классификации девиантного поведения, как по сложности, так и содержанию.

На сегодняшний день девиация также делится на положительную и негативную. К негативным формам девиантного поведения часто относят:

· уголовную преступность;

· алкоголизм;

· инцестные связи;

· наркоманию;

· проституцию;

· азартные игры;

· терроризм;

· экстремизм;

· вандализм;

· самоубийство и др.

Позитивная девиация — это поведение, приносящее обществу благо, но тем не менее всё равно отклоняется от общепринятых норм. К позитивной девиации можно отнести:

·  самопожертвование и героизм;

· сверхтрудолюбие;

·  обострённое чувство жалости;

· гениальность;

· умственные способности и талант и др.

Виды девиантного поведения

Социальные нормы и отклоняющееся поведение в сочетании друг с другом дают понимание нескольких разновидностей девиантного поведения (в зависимости от направленности шаблонов поведения и проявления в социальной среде):

1.    Асоциальное. Данное поведение отображает склонность личности совершать поступки, угрожающие благополучным межличностным отношениям: нарушая морально-нравственные нормы, которые признаются всеми членами определенного микросоциума, человек с девиацией разрушает устоявшийся порядок межличностного взаимодействия. Все это сопровождается множественными проявлениями: агрессией, сексуальными девиациями, игроманией, иждивенчеством, бродяжничеством и т.п.

2.    Антисоциальное, еще одно его название –делинквентное. Девиантное и делинквентное поведение зачастую полностью отождествляются, хотя делинквентные поведенческие штампы касаются более узких вопросов – имеют своим «предметом» нарушения правовых норм, что приводит к угрозе социальному порядку, разладу благополучия окружающих людей. Это могут быть самые разные действия (или их отсутствие) напрямую или опосредованно запрещенные действующими законодательными (нормативными) актами.

3.    Аутодеструктивное. Проявляется в поведении, угрожающем целостности личности, возможностям ее развития и нормального существования в обществе. Этот вид поведения выражается по-разному: через склонность к суицидам, пищевые и химические зависимости, деятельность со значительной угрозой для жизни, также – аутические/виктимные/фанатические шаблоны поведения.

Признаки девиантного поведения.

1.   Отклоняющееся поведение личности — это поведение, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам.

2.   Девиантное поведение и личность, его проявляющая, вызывают негативную оценку со стороны других людей (социальные санкции).

3.   Девиантное поведение наносит реальный ущерб самой личности или окружающим людям. Таким образом, девиантное поведение деструктивно или аутодеструктивно.

4.   Девиантное поведение можно охарактеризовать как стойко повторяющееся (многократное или длительное).

5.   Девиантное поведение должно согласовываться с общей направленностью личности.

6.   Девиантное поведение рассматривается в пределах медицинской нормы, однако сопровождается явлениями социальной дезадаптации.

7.   Девиантное поведение имеет выраженное индивидуальное и возрастно-половое своеобразие.

Термин «девиантное поведение» можно применять к детям не младше 5 лет. Девиантное поведение считают промежуточным звеном, находящимся между нормой и патологией.

Причины девиантного поведения можно определить несколькими сложившимися факторами, которые могли повлиять на индивида.

1.   Биологические. Суть: девиантные поступки — следствие врождённых склонностей. Люди по своему биологическому складу уже заранее предрасположены поступать не так, как им велит общество. Чаще всего таких людей можно определить по их облику. Это наследственная, генетически обусловленная склонность к девиантному поведению, проявляющаяся с малого возраста. Таких проблемных детей можно увидеть ещё в детском саду. В школе отклонения усугубляются и провоцируют развитие психически расстройств личности.

Биологической является теория врождённого преступника итальянского врача-психиатра, педагога и психолога Чезаре Ломброзо. По результатам многолетней работы в тюрьмах учёный сделал вывод, что девиантные поступи 1/3 всех преступников обусловлены качествами, заложенными самой природой. Все они отличаются набором одни и тех же характеристик:

·  упорные в своей злобе и свирепстве;

·  недоразвитые;

·  не способные обуздать свои инстинкты;

·  не поддающиеся исправлению;

· обладающие специфической внешностью: нарушение челюсти, плоский и вдавленный в лицо нос, редкая борода, длинные руки.

           Ломброзо сравнивал их с обезьянами.

К биологическим также относится конституциональная теория темперамента американского психолога Уильяма Герберта Шелдона. По его мнению, поступки человека можно предугадать по типу фигуры:

· эндоморфы (умеренная полнота) общительны и умеют ладить с окружающими;

· мезоморфы (сила и стройность) беспокойны, активны, не чувствительны к боли и наиболее склонны к девиантному поведению;

· эктоморфы (хрупкое тело) склонны к самоанализу, обладают повышенной чувствительностью, нервозностью.

Однако теория Шелдона не всегда срабатывает. Среди преступников и других лиц с девиантным поведением есть люди с разным типом телосложения.

Ещё одна биологическая теория, основанная на влиянии половых и возрастных особенностей. Автор — Уолтер Гоув. Выводы по результатам исследований:

· чаще всего девиантные поступки наблюдаются среди молодёжи, пик приходится на 18-24 года;

· на втором месте — подростки 13-17 лет;

· на третьем — 25-30 лет;

· и только потом идёт возраст после 30 лет, когда совершаются преступления либо в состоянии аффекта, либо вследствие серьёзных психических расстройств.

Существуют также разрозненные доказательства отдельных исследований, утверждающие, что склонность к девиации может быть обусловлена генетикой:

· близнецы с одинаковым количеством хромосом в 50% случаев совершают отдельно друг от друга, не сговариваясь, одни и те же нарушения норм;

·  усыновлённые дети своими отклонениями похожи на биологических, а не приёмных родителей;

· мужчины с дополнительной хромосомой У отличаются тяжёлой психопатичностью, низким интеллектом и повышенной девиацией.

Большинство психологов не принимают биологические теории. Единственное, с чем они соглашаются, — тип нервной системы может играть определённую роль в девиантном поведении, но далеко не решающую.

2.   Психологические. Суть: основные причины девиантного поведения лежат в области психики.   Девиация складывается за счёт влияния на человека внешних факторов и раздражителей, а также его личностных психологических качеств, которые имеют врожденный характер.Иногда человек с рождения обладает бунтарским характером, который заставляет идти против системы. Внешние факторы и раздражители тоже являются причинами девиации. Виноватым может оказаться дезадаптивное развитие психики из-за определённых качеств характера (агрессивности,низкой самооценки, беспомощности). Нередко психологи объясняют девиации психоэмоциональным состоянием, устойчивым на протяжении длительного промежутка времени (например, при депрессии или утрате близкого человека).

Австрийский психиатр, психолог и невролог Виктор Франкл считал провоцирующим фактором подавление духовности и потерю смысла жизни.

По мнению американского психолога, автора клиент-центрированной психотерапии Карла Роджерса, виноваты искажённые представления человека о самом себе, низкая самооценка, склонность к самоуничижению.

Американский психолог Маслоу основными причинами называл фрустрацию базовых потребностей.

По мнению Фрейда, основной источник девиантного поведения — конфликт между бессознательным и сознательным. Причём в основе первых лежат сексуальные влечения. Правда, неофрейдисты уже не акцентируют на нём внимания и отдают пальму первенства дефициту эмоционального контакта, чаще всего — отсутствию близкого общения с матерью.

Классический бихевиоризм рассматривает девиантные поступки как результат воздействия на личность окружающей среды. По их мнению, если ребёнка изначально достаточно строго наказывать за проступки, в дальнейшем боязнь будет останавливать его совершать их. Большое внимание бихевиористы уделяют методам коррекции отклонений, к которым относят негативное подкрепление, эмоционально-негативное обусловливание и угашение реакции.

3.   Социологические. Суть: само общество провоцирует человека на нарушение его же правил. Причины девиантного поведения можно объяснить с помощью теории, согласно которой в обществе происходят отторжение социальных норм и ценностей, их полный распад, и образуется некое состояние вакуума в обществе.

Социально обусловленные причины девиантного поведения хорошо описаны и объяснены теорией аномии, созданной французским социологом и философом Давидом Дюркгеймом. Согласно его определению, аномия — разложение устоявшихся общественных ценностей и норм по причине несоответствия новым идеалам. Это некий вакуум, который провоцирует людей на отклонения. Всегда сопровождается резким увеличением количества алкоголиков, наркоманов, самоубийц, преступников.

По его мнению, во время кризисов, войн, революций, переворотов, смены власти и прочих социальных изменений люди находятся в состоянии запутанности и дезорганизованности, теряют ориентиры. Это и заставляет их вести себя неадекватно.

Одна из самых известных социально-психологических теорий — теория ярлыков или стигмации. Автор — американский экономист Гэри Стэнли Беккер. Он описывал процесс навешивания ярлыков влиятельными слоями общества — более низким. Традиционно к девиантам относят цыган, бомжей, наркоманов, алкоголиков. Но это несправедливо, ведь среди них могут быть люди, придерживающиеся общих правил и не преступающих закон. Однако ярлык антисоциальной, неблагополучной прослойки общества заставляет их в итоге вести себя как девианты.

Профилактика

Ранняя возрастная профилактика девиантного поведения поможет достаточно результативно повысить личностный контроль над негативными проявлениями.

Необходимо четко усвоить, что ужеу детейсуществуют признаки, указывающие на зарождение девиации:

·  проявления вспышек гнева, несвойственных возрасту ребенка (частые и плохо контролируемые);

·  применение намеренного поведения с целью досадить взрослому;

·  активные отказы выполнять требования взрослых, нарушение установленных ими правил;

·  частое противостояние взрослым в виде споров;

·  проявление злобы и мстительности;

·  ребенок часто становится зачинщиком драки;

·  преднамеренное разрушение чужой собственности (предметов);

·  нанесение ущерба другим людям с применением опасных предметов.

Позитивное действие на преодоление распространенности девиантного поведения оказывает ряд профилактических мер, реализующихся на всех уровнях проявления социума (общегосударственном, нормативно-правовом, медико-санитарном, педагогическом, социально-психологическом):

1.    Формирование благоприятной социальной среды. С помощью социальных факторов проводится воздействие на нежелательное поведение индивида с возможной девиацией – создается негативный фон по поводу любых проявлений отклоняющегося поведения.

2.    Информационные факторы. Специально организованная работа по максимальному информированию о девиациях с целью активизации когнитивных процессов каждого индивида (беседы, лектории, создание видеопродукции, блогов и т.п.).

3.    Обучение социальным навыкам. Проводится с целью улучшения адаптивности к социуму: социальная девиация предотвращается путем тренинговой работы по формированию сопротивляемости к аномальному социальному влиянию на личность, повышению уверенности в себе, формированию навыков самореализации.

4.    Инициация деятельности, противоположной отклоняющемуся поведению. Такими формами активности могут стать:

· испытание себя «на прочность» (спорт с риском, восхождение в горы),

· познание нового (путешествия, освоение сложных профессий),

· доверительное общение (помощь тем, кто «оступился»),

· творчество.

5.    Активизация личностных ресурсов. Развитие личности, начиная с детского и подросткового возраста: привлечение к занятиям спортом, группам личностного роста, самоактуализации и самовыражения. Индивид обучается быть собой, уметь отстаивать свое мнение и принципы в рамках общепринятых норм морали.

Девиации детского возраста.

Девиация не диагностируется у детей младше 5 лет. Как правило, наиболее ярко она проявляется именно в школе, особенно — в подростковом возрасте.

К девиациям младшего школьного возраста психологи относят:

·  неспособности к невербальному общению;

·  трудности установления межличностных контактов со сверстниками;

·  речевые нарушения;

·  задержка умственного, физического или психического развития;

·  патологическое враньё;

·  клептомания;

·  сосание пальцев и других предметов.

При своевременном выявлении признаков девиации у младших школьников лечение имеющихся заболеваний и коррекция психических расстройств обеспечивает благоприятные прогнозы.

Девиации подроскового возраста.

Для педагогов и родителей девиантные подростки становятся настоящей катастрофой. Ситуация обостряется наступлением полового созревания и возрастного кризиса. Отклонения могут иметь опасные последствия как для окружающих, так и для самого ребёнка.

К наиболее частым девиациям подросткового возраста психологи относят:

· бесконтрольная агрессия и даже жестокость (в частности, к животным);

· неуправляемость;

· дромомания — регулярные сбегания и уходы из дома (школы) без предупреждений, когда подросток не приходит ночевать; поездки в другие районы города или населенные пункты, стремление бродяжничать и путешествовать;

· пиромания — склонность к поджогам;

· слишком импульсивные реакции на происходящее;

· анорексия, булимия и другие пищевые расстройства;

· инфантилизм — ненормальные для подростка поступки, действия и капризы маленького ребёнка, сохранение впсихикеи поведении особенностей, присущих детскому возрасту (наивность, детская восторженность, потребность в утешении и опеке и т.д.).;

· гипердинамия — чрезмерная двигательная расторможенность, патологическая неусидчивость в сочетании с нарушением внимания и др;

· приобщение к употреблению запрещённых веществ.

Часто подростки, склонные к девиации, становятся участниками экстремистских групп и неформальных сообществ. Особенно опасно вовлечение таких несовершеннолетних в преступную деятельность. Последствия могут быть самыми нежелательными: от тюремного заключения до суицида и наркомании.

Как показывает статистика, подростки-девианты при отсутствии необходимой помощи и поддержки со стороны отличаются неадекватными реакциями и после взросления. Поэтому именно в этом возрасте так важны коррекция и профилактика.

Наиболее ярким проявлением детско-подростковой специфики отклоняющегося поведения считаются акселерация и ретардация психического и поведенческого развития. Девиация в виде акселерации может выражаться в ускорении психосексуального развития, когда у подростка или старшеклассника появляются формы сексуального поведения, характерные для более поздних этапов. Отклоняющаяся акселерация в психосексуальной сфере может проявляться и в десинхронизации развития. Ускорение психосексуального развития характеризуется усилением сексуального интереса (гиперсексуальности), учащением сексуальных эксцессов. Помимо психосексуальной акселерации возможно и отклоняющееся поведение в форме интеллектуального опережения. В подобных случаях школьник начинает интересоваться деятельностью, не характерной для его возраста (дошкольник заниматься философией). Возможно появление нетипичной рассудительности, обстоятельности, сентенциозности. В случаях существенного опережения в интеллектуальной деятельности сверстников, особенно в общежитейских (практически ориентированных) вопросах, говорят о психологическом типе «маленького старичка». Отклоняющееся поведение в виде ретардации психического и поведенческого развития характеризуется отставанием в формировании возрастных стереотипов поведения. Это проявляется в психическом инфантилизме, включающем сохранение в психике и поведении старшеклассника особенностей, присущих детскому возрасту. К инфантильным чертам относится психологическое неумение разводить идеальные и реальные цели, не соответствующая возрасту наивность и прямодушие, детская восторженность, эгоцентризм, формально-обязательное выполнение долга и подчиняемость, нежелание прогнозировать возможные будущие нежелательные события. Также отмечается повышенная обидчивость, потребность в утешении и опеке, склонность к резким колебаниям настроения и выраженным аффективным реакциям. К типично подростковым девиациям относят дисморфоманическое и гебоидное поведения, дромоманию и пироманию, анорексию, поведение на базе застенчивости. Дисморфоманическое (дисморфобическое) поведение базируется на ложной убежденности старшего подростка (чаще девушки) в наличии у нее физических недостатков. Такие старшеклассники уверены, что выглядят некрасиво, неэстетично, непривлекательно и даже отталкивающе и уродливо. Их психическое состояние характеризуется комплексом неполноценности, сопровождается идеями ущербности. В поведении это выражается в резком ограничении круга общения, замкнутости, аутизации, склонности рассматривать и анализировать свою внешность («симптом зеркала»), стремлении кардинально исправить мнимый физический недостаток. Если девушка убеждена,, что часть ее лица (нос, щеки, уши, зубы, веки, губы, подбородок и др.) или вся фигура являются «уродливыми», то возможен выбор хирургического исправления «дефекта», настойчивое обращение к врачам за помощью. Другой вариант борьбы с «физическим недостатком» (чаше связанным с убеждением в полноте) - комплекс физических упражнений или изменение пищевого поведения (отказ от пищи, использование особых диет). Убежденность в физических недостатках собственного тела у подростка может носить как сверхценный, так и бредовый характер. Гебоидное поведение характеризуется дезорганизацией деятельности старшеклассника, выраженным эгоцентризмом, преувеличенным стремлением к самоутверждению с грубой оппозицией к окружающим, полным игнорированием нравственных правил и ценностей, жестокостью, выраженностью садистических наклонностей, отсутствием жалости, сострадания - «моральным дальтонизмом» (С.А. Суханов), склонностью к импульсивной агрессии, отсутствием чувства долга, ответственности, интереса к продуктивной положительной деятельности при усиленном патологическом интересе ко всему, что связано с насилием, убийствами, издевательствами, кровавыми расправами, террористическими актами. Кроме того, типичными для гебоидного поведения считаются расторможенность влечений, примитивная мотивация своих поступков, стремление к немедленной реализации своих побуждений. Подобная форма девиантного поведения встречается только при психопатологическом типе, чаще в структуре шизофренического спектра расстройств.

Одно из типичных для старшего подросткового возраста - отклоняющееся поведение на базе застенчивости. Оно проявляется смущением и робостью, неумением общаться с незнакомыми людьми и страхом перед общением, неспособностью действовать в присутствии посторонних, страхом быть неправильно понятым, излишне назойливым или утомительным. Поведение застенчивого старшеклассника характеризуется замкнутостью, нелюдимостью, аутизацией, игнорированием собственных интересов в виде отказа от любых действий, направленных на получение удовлетворения.