Экскурсия на озеро
- Категория: Медиаклуб "Юный эколог"
Цели: формирование представления о понятии «экология»; углубление знаний понятия «озеро». привитие навыков экологически грамотного, осмысленного отношения к водным ресурсам; воспитание экологической культуры, любови к родному краю;
Ход экскурсии
1. Ознакомление с маршрутом экскурсии.
Взять с собой заранее приготовленный корм для птиц (хлеб, картофель).
Инструктаж по правилам дорожного движения и правилам безопасного поведения во время проведения экскурсии на водоём
2. Вызов ( в классе).
Учитель: Существует ли связь человека и природы? В чем заключается эта взаимосвязь? ( Ответы детей).
Вывод. Природа дает человеку воду, пищу, одежду, и он должен в благодарность за это, в свою очередь, оберегать природу и экономно использовать ее богатства.
- Что такое «экология»? (Это наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру).
- Как вы понимаете словосочетание «экологическое воспитание»? (Воспитание бережного отношения к природе).
3. Осмысление ( у озера).
Учитель: Как называется озеро?
- Почему оно так называется?
- Какую форму имеет озеро? (Нет, так как у озера нет истока – начала, нет устья – канала, по которому бы текла вода. Вода в озере стоячая).
В словаре С.И Ожегова написано: « Озеро – замкнутый в берегах, большой, естественный водоем».
- Чем озеро отличается от реки? (Озеро округлой формы, вода в нем не течет, нет правого и левого берегов, нет устья и истока).
- Как вы думаете, вода в озере экологически чистая или нет? (Нет, так как в нем плавают ветки, бутылки, бревна. Они гниют и портят воду.)
- Откуда в озере этот мусор?
Учитель напоминает учащимся о значении словосочетания «экологическое воспитание»
Чистой воды на планете становится все меньше и меньше, поэтому нам с вами – жителям Земли – необходимо ее беречь. Люди загрязняют воду: выливают в реки мазут, химические вещества, сбрасывают в озере мусор. От этих действий человека водоемы перестают быть чистыми и прозрачными, предназначенными для жизни. В них сразу гибнут рыбы и растения. Грязная вода – источник болезней и смерти для людей и животных.
Мы знаем, что в экологически чистых водоемах много растительности. Как вы считаете, есть ли растения в нашем водоеме?
- Как они называются?
- Водится ли здесь рыба? Какая?
4. Подвижная игра «Караси и щука»
Цель: развитие быстроты, ловкости
Описание: На площадке чертится круг. Если его возле водоема начертить трудно, то можно выложить при помощи веревочек. Один ребенок выбирается «щукой», остальные делятся на «карасей», плавающих внутри круга, и «камешки». По сигналу воспитателя (хлопок, свисток, слово) «Щука!» ребенок – «щука» вбегает в круг и старается поймать «карасей». А «караси» спешат спрятаться за «камешки». Пойманные «щукой» «караси» уходят за круг. Игра повторяется с другой «щукой».
5.Рефлексия у водоема.
Учитель. Закройте глаза, представьте себя в своем доме в самом теплом и уютном месте. Вам легко, спокойно, беззаботно. Вдруг вы слышите резкий стук открывающейся двери, звон разбитого стекла, шум. Какие чувства вы испытываете?
Мы часто бываем на природе, не думая, что тревожим тех, кто там живет. А ведь природа – это тоже дом для живых существ. Может, наш крик, шум пугает птиц, зверей, насекомых, рыб? Эти чувства вы только что пережили сами. Подумайте, всегда ли мы заходим в дом зверей и птиц с миром?