УРОВЕНЬ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ, К КОТОРОМУ СЛОЖНО БЫТЬ ГОТОВЫМ В 17 ЛЕТ
Единый день инспектора ИДН
План проведения мероприятий, объединений по интересам,...
Уроки Памяти, посвященные трагедии в деревне Хатынь
Марафон "Глубоччина: 85 лет истории и достижений"
Проект «Территория детства». Могилёвская область Задание № 1...
С 22 марта в Глубокском районе пройдет республиканская акция «За...

Меню сайта

izobrazhenie viber 2024 04 08 15 14 59 955
000075 449049 big
banners 6

министерство образования

 Glub
brsmsite

2

unnamed 1

Скриншот 19.10.2018 105424

sm 1

mchs

лого

Открытый урок музыки в 4 классе

Тема: «Музыкальное путешествие по Беларуси»

Цель: сформировать представление учащихся о белорусской музыкальной культуре.

Задачи урока:

1) способствовать ознакомлению учащихся с различными гранями национальной музыкальной культуры;

2) закреплять представлений о тесной связи музыки и жизни;

3) совершенствование вокально-хоровых навыков, слушательских и исполнительских умений;

4) совершенствование умений выразительного инструментального музицирования;

5) развитие ассоциативно-образного мышления, воображения и фантазии;

6) воспитание патриотических чувств.

Ход урока.

Вступительная часть.

У - Ребята, у нас сегодня необычный урок. А тему урока нам подскажут наши девочки.

Исполнение фрагмента песни « Мая Радзіма”.

У - Тема нашего урока «Музыкальное путешествие…» А куда мы с вами совершим путешествие вы догадались ? (слайд 1)

Д - По Беларуси.  

У - Верно. По нашей родной стране. А на чём люди путешествуют?

Д - (отвечают).

У - Молодцы. Мы с вами отправимся в путешествие на поезде.

У - Наш поезд отправляется (дети встают и имитируют движения поезда). Звучит песня «Паровоз – букашка».

У - Первый вагончик «Белорусская песня».

Песня – самая богатая и развитая область устного народного творчества.

Народная песня – это часть духовной культуры человека, отражает жизнь народа во всех ее проявлениях, входит в жизнь ребенка с колыбельной песни матери и сопровождает его в течение всей жизни. Песня продолжает оставаться одним из главных богатств.

Отгадайте загадку :

«Что копали из земли, жарили , варили?

Что в золе мы испекли,ели да хвалили ?» /Картошка /

Беларусь славится богатым урожаем картофеля. На белорусском языке картошка – бульба. Про неё наша песня.

Песня “Бульба – полька”.

У- Продолжаем путешествие(фрагмент песни «Паровоз – букашка»).

Второй вагончик «Белорусские народные инструменты»

Появление первых произведений для народных инструментов относится к началу века (1920-е). Оно связано с появлением множества самодеятельных ансамблей народного искусства. Сначала их репертуар состоял из простейших обработок народных песен и их авторами были сами музыканты-исполнители.

1930 г. стал наиболее значимым в истории развития музыки для народных инструментов. Это год создания оркестра белорусских народных инструментов под управлением Иосиф Жиновича.   (слайд 2)

Иосиф Жинович – народный артист Беларуси, профессор, создатель и первый руководитель оркестра народных белорусских инструментов. Он автор множества аранжировок белорусских народных песен («Перепелочка», «Лявониха») (слайд 3)

Национальный академический народный оркестр им. Иосифа Жиновича заложил фундамент развития профессионального исполнительства на народных инструментах. Его история связана с возрождением народных инструментов – цимбал, лиры, жалейки, дуды и др. Оркестр дал тысячи концертов в Беларуси и за ее пределами – в Москве, Киеве, Сибири, Владивостоке, так же в Канаде, Турции, Индии, Германии, Польше.

Сейчас дирижирует оркестром народный артист, лауреат Государственной премии Республики Беларусь «За духовное возрождение», профессор Михаил Козинец. Глядя на то, как он лихо управляет оркестром, трудно поверить, что маэстро исполнилось 80 лет.

Прослушаем в его исполнении «Белорусский найгрыш».

Слушание Народный оркестр им. И.Жиновича «Белорусский найгрыш»

(видео 1)

Сейчас дирижирует оркестром народный артист, лауреат Государственной премии Республики Беларусь «За духовное возрождение», профессор Михаил Козинец. Глядя на то, как он лихо управляет оркестром, трудно поверить, что маэстро исполнилось 80 лет.

У‒ А скажите мне, дети, почему инструменты называют народными?

Д- Потому что их придумал сам народ.

У- Сегодня мы с вами рассмотрим следующие белорусские народные музыкальные инструменты: гармошка, баян, цимбалы, скрипка, бубен и белорусская дуда.

У- Сначала рассмотрим самую давнюю гармошку ‒ губную. (слайд 4) Родина ее Германия. Через некоторое время на смену губной гармошке появилась гармошка. (слайд 5) . У нас чаще все его называют гармоником.

Без гармошки многозвучной

В Беларуси была скучно.

Все любили гармониста,

Он играл задорно, быстро.

У- С течением времени гармошку усовершенствовали и на свет появился хроматический гармошка ‒ баян. (слайд 6). Хроматический он потому, что есть дополнительные кнопки черного цвета, которые позволяют баяну быть самым совершенным музыкальным инструментом в мире.

Есть веселая гармошка

А баян ей старший брат

И услышать его пенье

В будет каждый очень рад

У- Следующий музыкальный инструмент – цимбалы.(Слайд 7 ) Это один из старейших музыкальных инструментов. Представляет собой деревянную коробку с натянутыми на ней металлическими струнами. Звук получается когда по ним бьют деревянными палочками.

Чтоб цимбалы были звонки,

Нужно сделать их из ёлки.

И по струнам молоточком

Осторожно постучать.

Вот тогда цимбалы будут

Нежно, весело стучать.

У-Скрипка– струнный смычковый музыкальный инструмент народного происхождения. Известна с 19-го века, являлась традиционным инструментом у белорусов на праздниках и народных гуляньях.

У каждой скрипки есть смычок.

Он верный, преданный дружок.

Когда скрипач смычок возьмёт

И плачет скрипка, и поёт.

У- Бубен ‒ударный музычный инструмент, он не имеет определённой высоты звука. На Беларуси известен с 15 века. (Слайд 9)

Бубенцов бубновых звон

Слышится со всех сторон.

Бубен — это вам не шутка.

Очень звонкая малютка.

У- Первое упоминание о дуде относится к XV столетию. Дудой в Беларуси называли волынку. Этот традиционный для белорусских земель инструмент обязательно использовался на крестинах, свадьбах, под Рождество. Волынка – это мешок из шкуры телёнка или козы, в который с одного бока вставлена дудка, а с другого – коротенькая трубка для вдувания воздуха. Дударь надувает мешок, а потом сжимает его двумя руками и заставляет воздух выходить через дудку. (Слайд 10 )

Поиграй в дуду, пастух, поиграй,

Колыбельную мою подпевай.

Пусть малышка до утра крепко спит

А дуда твоя тихонько дудит.

У- В исполнении оркестра белорусских инструментов послушаем белорусский народный танец «Мікіта». (видео 2)

Слушание белорусский народный танец «Мікіта»

Мы с вами тоже умеем играть в оркестре. Давайте исполним белорусский народный танец «Мікіта».

(Каждая оркестровая группа (ксилофоны, ложки, бубны) репетируют свою партию, а затем вместе со всеми исполняют.

У- Молодцы, отлично справились! А мы продолжаем наше путешествие.

(фрагмент песни «Паровоз – букашка»).

И следующий вагон «Белорусские танцы».

У- На протяжении своей истории белорусский народ создал множество разнообразных танцев. Рисунки белорусских танцев очень красивые. Они напоминают узоры белорусского народного ткачества.

Отличительная особенность белорусских танцев – наличие сюжета.

Движениями танца исполнители рассказывает о своей жизни, труде, отношении к природе. Характерной особенностью белорусских народных танцев является то, что многие танцы сопровождались пением.

Давайте вспомним, с какими белорусскими песнями-танцами мы уже знакомы («Мікіта», «Янка-полька», «Юрачка», «Лявоніха».)

Песня «Ох, і сеяла Ульяніца лянок» – игровая. Поэтому она может сопровождаться движениями, которые имитируют те виды работы, о которых поётся в песне.

У- исполним песню-танец «Ох, і сеяла Ульяніца лянок»

           Песня-танец «Ох, і сеяла Ульяніца лянок»

 У-Трудовые песнях исполнялись непосредственно в процессе труда. «Слуцкія ткачыхі» этому пример.

Исполнение танца «Слуцкія ткачыхі».

Вопросы к кроссворду:

1.Какой инструмент является предшественником гармони? (гармошка)

2.Какой инструмент выдаёт звуки при помощи смычка? (скрипка)

3.Какой музыкальный инструмент не имеет определённой высоты звука? (бубен)

4.Без какого белорусского инструмента невозможно представить себе белорусской песни? (дудочка)

5.На каком белорусском инструменте играют с помощью молоточков? (цимбалы)

- Молодцы. И с этим заданием вы справились.

У- В заключении нашего урока прозвучит песня “Цік –так ходзікі”.

                           Песня “Цік-так ходзікі”.

Подведение итогов урока

– Ребята, а сейчас вам надо будет ответить хором «да» или «нет».

Понравился ли вам урок?                                     а) да б) нет

Понравились ли вы себе на уроке?                       а) да б) нет

Трудно ли тебе было работать?                           а) да б) нет

Узнали ли вы что-нибудь новое для себя?      а) да б) нет

Рефлексия

– Сейчас вам надо будет оценить свое эмоциональное состояние после урока. У вас на столах по два квадратика, выберите и поднимите один из них:

Красный– все получилось, урок удался. Синий – было скучно и ничего не понятно.

презентация https://cloud.mail.ru/public/5xDb/2Ykf6rZ9W