• header-2.jpg

на 2018/2019 учебный год

Тема: «Реализация современных дидактических подходов в преподавании учебных предметов «Биология», «Химия», «География»

Цель: повышение профессиональной компетенции учителя с целью совершенствования образовательного процесса и определение приоритетных направлений в обеспечении образования.

Задачи:

·        содействовать актуализации   и   углублению   предметных   знаний   педагогов;

·        совершенствовать педагогическое мастерство учителей биологии, химии и географии;

·        обобщать и распространять эффективный педагогический опыт преподавания биологии, химии и географии;

·        оказывать методическое сопровождение роста профессиональной компетентности учителей и их успешной аттестации;

·        совершенствовать образовательный процесс   по   географии   с учетом   рекомендаций   республиканского   мониторинга   уровня обученности учащихся по предмету (размещены на национальном образовательном портале)

 

Заседание 1

Дата: август 2018

Форма проведения: инструктивно-методическое совещание

Участники заседания: заместитель директора по учебной работе, члены методического объединения

Тема: «Организация образовательного процесса и особенности методической работы в 2018/2019 учебном году»

Цель: определение приоритетных направлений деятельности учителей химии, биологии и географии по реализации содержания новых нормативных документов Министерства образования Республики Беларусь по вопросам преподавания учебных предметов в 2018-2019 учебном году.

Задачи:

·        изучить требования и рекомендации основных нормативных документов, вышедших к новому учебному году;

·   определить содержание и формы методической работы по обеспечению качества химического, биологического и географического образования;

·        проанализировать актуальные проблемы и определить направления работы.

·        утвердить планы работы методических формирований учителей химии, биологии и географии в 2018/2019 учебном году.

Вопросы для обсуждения:

Учебно-методический блок:

1. Научно-методическое обеспечение обучения биологии, химии и географии в 2018/2019 учебном году:

обновленная учебная программа по учебному предмету «Биология», «Химия», «География» для VIII класса;

новые учебные пособия по учебному предмету «Биология», «Химия», «География» и особенности работы с ними;

новые учебно-методические пособия для учителей биологии, химии и географии, методические публикации в предметных научно-методических журналах.

2. Информационно-методическая поддержка образовательного процесса по учебному предмету «Биология», «Химия», «География»:

использование возможностей национального образовательного портала при организации образовательного процесса;

электронные образовательные ресурсы по учебному предмету «Биология», «Химия», «География»,    рекомендации по их использованию в образовательном процессе.

                                                               Ледник З.М., руководитель МО

Практический блок:

1.     Анализ результатов работы методических формирований учителей биологии, химии и географии в 2017/2018 учебном году. Планирование работы методических формирований в 2018/2019 учебном году.

                                                              Ледник З.М., руководитель МО

2.     Правил безопасности при организации образовательного процесса по учебным предметам «химия» и «биология» в учреждениях образования Республики Беларусь»  

Отв. Короткевич О.В. , учитель химии

3.     Обновление банка данных высокомотивированных учащихся.

Отв. заместитель директора по учебной работе Редько Н.А.                          

4.     Организация работы по самообразованию.

Отв. заместитель директора по учебной работе Редько Н.А.

5.     Анализ результатов ЦТ по учебным предметам за 2017/2018 учебный год.

Отв. учителя методического объединения

Литература:

1.     «Метадычныя рэкамендацыі па фарміраванні культуры вуснага і пісьмовага маўлення ва ўстановах адукацыі, якія рэалізуюць адукацыйныя праграмы агульнай сярэдняй адукацыі», 2016 г.

2.     Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь «Об организации в 2018/2019 учебном году образовательного процесса при изучении учебных предметов и проведении факультативных занятий в учреждениях общего среднего образования»:

особенности организации образовательного процесса при изучении учебного предмета «Биология»;

особенности организации образовательного процесса при изучении учебного предмета «Химия»;

особенности организации образовательного процесса при изучении учебного предмета «География»;

3. Учебные программы по учебным предметам: «Биология», «Химия», «География», - Минск: Национальный институт образования, 2018

4. Санитарные нормы и правила «Требования для учреждений общего среднего образования», утвержденные постановлением Министерства здравоохранения РБ от 27.12.2012 №206.

5.Правила безопасности при организации образовательного процесса по учебным предметам (дисциплинам) «Химия» и «Биология» в учреждениях образования Республики Беларусь, утверждённые постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 26.03.2008 №26.

6. Нормы оценки результатов учебной деятельности учащихся общеобразовательных учреждений по учебным предметам, утвержденные приказом Министра образования Республики Беларусь от 29.05.2009 № 674 (с изменениями и дополнениями от 29.09.2010 № 635).

7. Правила проведения аттестации учащихся в процессе освоения содержания образовательных программ общего среднего образования, утверждённые Министерством образования РБ от 20.06.2011 №283.

8. Программы факультативных занятий, утвержденные МО РБ.

9. Учебно-методические комплексы (учебные пособия, пособия для учащихся, пособия для учителей, ЭСО) рекомендуемые для использования в образовательном процессе на уроках и факультативных занятиях в 2018-2019 учебном году.

 

 

Заседание 2

Декабрь

Форма проведения: семинар-практикум

Участники заседания: заместитель директора по учебной работе, члены МО

Тема: «Современные подходы к проектированию и проведению учебного занятия по биологии, химии и географии»

Цель: повышение эффективности образовательного процесса через применение современных подходов к организации образовательной деятельности, непрерывное совершенствование профессионального уровня и педагогического мастерства учителя

Задачи:

· рассмотреть способы моделирования урока в контексте профессиональной деятельности учителя, необходимые для реализации учебного успеха обучающихся;

·  совершенствовать умения проектировать компетентностный урок.

· формировать у членов методического объединения следующие компетенции: умение осуществлять учебное сотрудничество и профессиональную коммуникацию для решения практических задач учебной и педагогической деятельности;

Вопросы для обсуждения:

Учебно-методический блок:

1.     Основные черты современного урока в школе (Апанасёнок В.Ф., учитель биологии).

2.     Проектирование современного урока (Короткевич О.В., учитель химии).

3.     Создание ситуации успеха на уроке (Мартинкевич Ж.В., учитель географии).

4.     Использование познавательных практико-ориентированных заданий в образовательном процессе по биологии (Ледник З.М., учитель биологии).

Практический блок:

1.     Составление технологической карты современного урока.

Отв. учителя методического объединения. 

2.     Анализ результатов учебной деятельности II четверти. 

Отв. учителя методического объединения. 

3.     Анализ результатов первого и второго этапа Республиканской олимпиады по учебным предметам.

Отв. учителя методического объединения

Литература:

1.Безрукова, В.С. Достоинства и недостатки современного урока /В.С.Безрукова.// Директор школы. –2004. –No 2. –С. 33–37.

2.Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения/ В.В. Давыдов. –М.: ИНТОР,1996.–544 с.

3. Диагностика успешности учителя: сб. методич. материалов для директоров и заместителей директоров учебных заведений, руководителям школ.–М.: Центр «Педагогический поиск», 2001. –160 с.

4. Запрудский,   Н.   И.   Современные   школьные   технологии –3   / Н. И. Запрудский. –Минск: Сэр-Вит, 2017.

5. Кашлев, С. С. Технология интерактивного обучения / С. С. Кашлев. –Минск: Белорусский верасень, 2005.

6. Конаржевский, Ю. А. Анализ урока. / Ю. А. Конаржевский. –М. : Центр Педагогический поиск, 2000.

7. Мурзина,   Н.П.   Технология   планирования   современного   урока.   // Школьные технологии. –2017. –No2.

 

 

Заседание 3

Март

Форма проведения: семинар-практикум

Тема: «Современные подходы к организации контрольно-оценочной деятельности участников образовательного процесса по биологии, химии, географии»

Цель: совершенствование профессиональной компетенции учителей при организации контрольно-оценочной деятельности.

Задачи:

· Изучить дидактические требования к организации контрольно- оценочной деятельности учителя;

· Раскрыть роль процесса оценивания в повышении уровня учебной мотивации;

· Рассмотреть психологические аспекты организации контрольно-оценочной деятельности учителя;

· Проанализировать результативность применения методов и приемов контроля усвоения знаний учащихся педагогами школы;

· Выработать рекомендации по организации эффективной контрольно-оценочной деятельности на уроке, по стимулирующему оцениванию знаний.

Вопросы для обсуждения:

Учебно-методический блок:

1.     Требования нормативных документов по организации контрольно -оценочной деятельности по предметам.

Апанасёнок В.Ф., учитель биологии    

2.     Сущность контроля как процедуры проверки и оценки учебных достижений учащихся                                                    Мартинкевич Ж.В., учитель географии

3.     Психологические аспекты организации контрольно-оценочной деятельности учителя

Короткевич О.В., учитель химии

4.     Особенности заданий PISA для оценки естественно-научной грамотности.

Ледник З.М., учитель биологии

Практический блок:

1.   Анализ результативности применения методов и приемов контроля усвоения знаний учащихся членами методического объединения.

Отв. учителя методического объединения

2.   Выработка рекомендаций по организации эффективной контрольно-оценочной деятельности на уроке, по стимулирующему оцениванию знаний.

Отв. учителя методического объединения

3.  Анализ результатов учебной деятельности III четверти.

Отв. учителя методического объединения

4. Разработка плана проведения предметной недели.

Отв. учителя методического объединения

Литература

1. Дудинская Л.В. Контроль и оценка учебной деятельности школьников «Народная асвета» № 9/2007.

2. Дылян Г.Д. Оценка качества образования в деятельности общеобразовательных школ. «Народная асвета» № 1/2002.

3. Запрудский   Н.И.   Контрольно-оценочная   деятельность учителя   и учащихся / Н.И. Запрудский. –Минск, Сэр-Вит, 2012. – 160 с.

4. Контрольно-оценочная деятельность как форма управления саморазвитием личности учащегося. «Кіраванне ў адукацыі» № 4/2007.

5. Нормы   оценки    результатов   учебной   деятельности   учащихся общеобразовательных учреждений по учебным предметам. Общие положения.

6.  Штурбина Н. «И плюс мотивация». Директор школы № 7/2007

7.  «Эффективный урок: какой он?», составитель Н.И.Прокопенко. «Белый ветер», 2007

 

 

Заседание 4

Дата: май 2018

Участники заседания: заместитель директора по учебной работе, члены МО

Форма проведения: методический диалог

Тема: Анализ работы МО учителей географии, биологии, химии за 2018/2019 учебный год.

Цель: создание методического и информационного пространства, позволяющего каждому участнику образовательного процесса совершенствовать уровень профессиональной компетентности и личностного потенциала.

Задачи:

·  обсуждение итогов работы методического объединения учителей географии, биологии, химии;

·  выявление проблем и ошибок, путей их устранения;

·  провести презентацию передового педагогического опыта.

Вопросы для обсуждения:

Учебно-методический блок:

1.  Анализ работы МО учителей географии, биологии, химии за 2018/2019 учебный год.

Ледник З.М., руководитель МО

2.   Анализ выполнения учебных программ, обязательного минимума содержания образования, практической части учебных программ.

Учителя методического объединения

3. Анализ результатов учебных достижений учащихся за 4-ую четверть и за год.

Учителя методического объединения

4. Анализ результатов первого и второго этапа Республиканской олимпиады по учебным предметам

Отв. учителя методического объединения

Практический блок:

1. Выставка методических разработок.

Учителя методического объединения

2. Творческие отчёты учителей МО по темам самообразования.

Учителя методического объединения

3. Мониторинг проблем и затруднений учителей МО, перспективы на 2019/2020 учебный год.

Ледник З.М., руководитель МО

Литература:

1.     Профессиональные объединения педагогов: Методические рекомендации для руководителей образовательных учреждений и учителей /Под ред. М.М. Поташника. – М., 2002.

2.     Учебные программы по учебным предметам: «Биология», «Химия», «География», - Минск: Национальный институт образования, 2018.