• header-2.jpg

Заседание №1 МО учителей начальных классов.

Тема «Основные образовательные технологии в урочной деятельности как одно из условий повышения качества образования»

Вопросы для обсуждения:

1. Качество образования как одна из основных проблем современной школы.

2. Основные образовательные технологии в урочной деятельности.

3. Использование ИКТ в начальных классах как одно из условий повышения качества образования.

4. Использование технологий проблемного обучения (практикум).

По данным вопросам выступали учителя начальных классов Василевская О.Б., Гаврильчик Н.В., Сивицкая Е.А., Сташулёнок М.Э. 

Из материалов выступлений.

Качество образования как одна из основных проблем современной школы

Современная общеобразовательная школа многообразна и сложна, она непрерывно изменяется. В условиях модернизации Российского образования, которая ведет к росту конкуренции среди общеобразовательных учреждений, перед любой школой встает проблема обеспечения своих учащихся качественным образованием.

Первостепенная задача школы - достижение нового, современного качества образования.

В общегосударственном плане качество образования – это его соответствие современным жизненным потребностям развития страны.

В педагогическом плане – это ориентация образования не столько на усвоение обучающимися определённой суммы знаний, сколько на развитие личности. Образовательное учреждение должно формировать новую систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть современные ключевые компетенции, что и составляет современное содержание образования.

Повышение качества образования– одна из основных задач современной школы.

Качеством образования в школе занимались всегда. Однако образование меняется, и поэтому появляется необходимость постоянного переосмысления ценностей и целей в новом контексте.

Качество образования — это степень удовлетворенности ожиданий различных участников образовательного процесса: учащихся и их семей, администрации школы, остальных членов педагогического коллектива, внешних организаций, с которыми сотрудничает образовательное учреждение для достижения результата.

 Качество образования — это востребованность полученных знаний в конкретных условиях и местах их применения для достижения конкретной цели и повышения качества жизни выпускника.

При этом развитие качества образования предполагает постоянное совершенствование трех составляющих:

$1·  образовательных результатов;

$1·  организации образовательного процесса;

$1·  квалификации педагогических работников.

Качественным можно считать образование, если определенные достижения имеют не только учащиеся, но и преподаватели как участники образовательного процесса.

Из чего складывается качество образования?

$1·  из высокого уровня профессионализма педагогов;

$1·  из создания комфортности в обучении школьников;

$1·  прочности знаний учащихся;

$1·  соблюдение санитарно-гигиенических норм;

$1·  из материально-технического обеспечения школы.

Чрезвычайно важная задача по обеспечению качества образования – освоение учителем различных образовательных технологий. От того, как и какими технологиями обучения школьников владеет педагог, насколько гибко он может изменить свои методы в зависимости от тех или иных особенностей учащихся, зависит качество обученности и обучаемости школьников.

К современным образовательным технологиям отнесены:

$1·  развивающее обучение;

$1·  проблемное обучение;

$1·  разноуровневое обучение;

$1·  коллективная система обучения;  

$1·  исследовательские методы обучения;

$1·  проектные методы обучения;

$1·  технологии модульного и модульно-блочного обучения;

$1·  обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа);

$1·  информационно-коммуникационные технологии;

$1·  здоровьесберегающие технологии.

Каждый педагог должен понимать ту роль, которую он может сыграть в формировании личности ученика. Педагог должен быть готов использовать средства информатизации и информационные технологии в обучении, в воспитании и развитии своих учеников. Чтобы формировать информационную культуру у учащихся, учитель и сам должен обладать такой культурой. Одна из главных задач школьного образования сегодня — подготовить учащегося к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, вооружить его современными средствами и технологиями работы, сформировать у него информационную культуру. И этим должен заниматься каждый педагог, а не только учитель информатики.

Проблема качества образования неразрывно связана с проблемой создания развивающей среды в классе. Задача учителя – создание в классе такой среды.

Мы привыкли слышать, что качественное образование – это будущее России. А может быть, качественное образование – это главный ресурс человека, который обеспечит ему свободу? Свободу не сегодня или завтра, а в будущем, свободу не вообще, а скорее способность свободно и эффективно действовать в новых условиях неопределенности, свободно выбирать. Ведь истина свободы очень проста: если у меня нет образования, я выбирать не могу. Меня “тащат” обстоятельства. Если же у меня есть образование, я могу выбирать, могу обеспечить себе и близким хорошие жизненные условия.

Качество образования не сводится исключительно к качеству обучения. Современная информационная эпоха обостряет задачу воспитания человека умелого, мобильного, способного успевать за стремительным развитием цивилизации. Не менее важная задача: воспитание человека духовного.

Какую же работу необходимо проводить в начальной школе, чтобы повысить качество образования?

Как завоевать успех у учеников и тем самым повысить качество знаний учащихся

$11.     Говорите понятно, воздействуйте на чувства, дайте детям веру в самих себя.

$12.     Не выступайте без широкого набора технических средств обучения. Не объясняйте «на пальцах». Учащимся нужно показать хотя бы слайды, схемы, и обязательно яркие.

$13.     Речь учителя должна быть максимально выразительной. Юмор, шутки, смешные истории – обязательны.

$14.     Покажите причины неудач и пути исправления ошибок. Демонстрируйте смелость мышления, принципиальность в оценках.

$15.     Не критикуйте обучающихся голословно, доказывайте и переубеждайте. Лучше быть солидарными с идеями и предложениями, с разумными идеями. Но неразумные идеи детей критикуйте деликатно.

$16.     Будьте предельно откровенны.

$17.     Ваша помощь в решении проблем детей, поддержка их инициатив и начинаний будет принята. Но благодарности не ждите!

$18.     Замечайте и поддерживайте успехи учащихся в познании окружающей жизни.

Еще Киплинг писал: “Образование – величайшее из земных благ, если оно наивысшего качества. В противном случае оно совершенно бесполезно”

Качество образования “задает” качество жизни человека и общества.   И наша с вами задача – и совместно, и каждому -  искать пути повышения качества образования, ведь качество образования это – итог деятельности школы, то есть нашей с вами работы.

Урок русского языка во 2 классе

Подготовила учитель начальных классов Василевская О.Б.

Тема. Однозначные и многозначные слова

Цель: дать представление об однозначности и многозначности слова; развивать умение распознавать лексическое значение слова в контексте.

Задачи: познакомить учащихся с однозначными и многозначными словами, с прямым и переносным значениями слов, работать над обогащением словарного запаса учащихся, воспитывать интерес и внимание к слову.

Учебно-методическое обеспечение: учебник (ч.2), толковый словарь, рисунки многозначных слов.

                                                      Ход урока

1.Организационный момент

Долгожданный дан звонок!

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте? Всё ль в порядке

Книжки, ручки и тетрадки?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

-Начинаем урок русского языка. А начать мне хочется со стихотворения М. Данилова.

Я ко всем наукам ключ имею.

Я со всей вселенною знаком.

Это потому, что я владею

Русским всеохватным языком.

-Ребята, скажите, что значит владеть русским языком? (Правильно и красиво говорить, правильно и красиво писать).

2.Проверка домашнего задания

-Объясните значение выделенных слов.

3.Актуализация знаний и умений учащихся

Словарная работа

Слова спокойно жили в книжке,

Но книжку вдруг погрызли мышки.

От слов начало откусили,

Из книжки в норку утащили.

-Прочитайте части слов: -хар , -года ,-око ,-дор ,-ога ,-бей.

-Запишите словарные слова.

Чистописание

к кк ка кн кл ку

каникулы комната карандаш ручка

-Поставьте в словах ударение, подчеркните безударные гласные. Какое слово лишнее и почему? (Ручка)

4.Целемотивационый этап

-Недавно в школе проходила олимпиада по русскому языку. В ней принимали участие дети вторых классов. Одному из учащихся, Феде Курочкину, были предложены слова и дано задание: объяснить значение этих слов. Послушайте, что получилось:

Ложка- то, чем едят суп.

Садовод- мужчина, который водит детей в садик.

Зима- время года, когда идёт снег.

Перчатки- то, что делает еду острой.

-Как вы думаете, все ли верно в объяснениях Феди?

-А какое объяснение значений данных слов дали бы вы?

-Давайте сверим со словарём.

«Садовод- специалист по садоводству, человек, который разводит сады.

Перчатки- предмет одежды, закрывающий руку от запястья до конца пальцев, каждый палец в отдельности».(По Ожегову)

5.Изучние новой темы

а) Постановка проблемного вопроса

-Очень расстроилась ручка, что оказалась лишней и пошла искать себе друзей. Идёт и видит два домика. Из первого домика доносятся слова: кисть, ключ, корень. А из другого: пирог, портфель, парта. Опять ручка задумалась: в какой домик постучать.

-Почему слова не живут вместе?

-А вы, ребята, можете ответить на этот вопрос? (Выслушиваются версии)

-Вот это мы и постараемся выяснить сегодня на уроке.

-Послушайте стихотворение А. Барто «Разговор с дочкой»

                 -Мне не хватает теплоты,-

                  Она сказала дочке.

                  Дочь удивилась: -Мёрзнешь ты

                  И в летние денёчки?

-Ты не поймёшь, ещё мала,-

Вздохнула мать устало.

А дочь кричит: -Я поняла! –

И тащит одеяло.

-Что дочка понимала под словом теплота?

-А мама?

-Откройте толковые словари и прочитайте лексическое значение слова теплота. Сколько оно имеет значений?

-А слово терем? Прочитайте его лексическое значение.

-Теперь помогите назвать мне тему урока.

Тема: слова многозначные и однозначные.

-Теперь вместе определим цели урока.

б) Работа с учебником

-Откройте учебники на странице 5, упр.4

-Прочитайте значение слова берёза. Запишите его. Как называется это слово?

-Прочитайте значение слова нос. Почему разные предметы называют одним словом?

                                     Физкультминутка

Чудеса у нас на свете:

Стали карликами дети!

А потом все дружно встали-

Великанами мы стали.

И как зайки поскакали,

И за кустики пропали.

А теперь, ребята, встали.

Быстро руки вверх подняли,

В стороны, вперёд, назад.

Повернулись вправо, влево,

Тихо сели, вновь за дело.

в)Знакомство с правилом

-Какие слова называются однозначными, а какие многозначными?

-А теперь мы можем ответить на вопрос : почему слова не живут в одном домике? (Одни слова однозначные, другие- многозначные).

5.Закрепление

-Упр.5. Объясните значение слова ручка. Приведите примеры ещё многозначных слов. (Иголка, шишка, крыло, лисички, класс, блюдо, хвост, гребень).

6.Информация о домашнем задании.

Учебник: с.8, упражнение 11.

-Какой словарь вам понадобиться, чтобы объяснить значение слов?

7.Итог урока

-Послушайте стихотворение. Постарайтесь запомнить слова, употреблённые в переносном значении:

На лбу бывают шишки,

Под глазом- фонари.

Уж если мы- мальчишки,

То мы- богатыри.

            Царапины. Занозы.

            Нам страшен только йод!

            (Тут, не стесняясь, слёзы

            Сам полководец льёт.)         В. Берестов

8.Рефлексия

-На доске метель намела снежные сугробы. У вас на партах лежат снежинки. Если вы на уроке всё поняли, то прикрепите их к первому сугробу. Если на уроке у вас возникали трудности, то ко второму сугробу. Если вы не поняли, в чём различие однозначных и многозначных слов, то приклейте свою снежинку к третьему сугробу.

-Спасибо, ребята, за урок.